100 км по Белому морю с камерой Canon EOS 5D

О съемке в экспедиционных условиях вообще и о съемке Белого моря я уже неоднократно писал:

Вновь возвращаюсь к этой теме, поскольку поход по Белому морю стал финальным этапом тестирования камеры Canon EOS 5D. Мой уже 30-летний экспедиционный опыт показывает, что вне зависимости от тоннажа судна и серьезности задач любая экспедиция состоит из трех этапов. Первый - подготовка, упаковка, погрузка. Второй – собственно экспедиция. Третий – обработка результатов и написание отчета. Успех данного мероприятия определяется первым и последним этапом, поскольку ошибки в подготовке приводят к срыву экспедиции, а отсутствие обработки результатов и отчета не позволяет оценить ваши достижения. В идеальном случае третий этап становится первым – сперва пишем отчет и оставляем пропуски для полученных в экспедиции результатов. Если все рассчитано правильно, то полученные результаты совпадают с ожидаемыми. Итак, данную заметку я условно разделю на три части. Первая часть посвящена выбору аппаратуры и ее упаковке. Вторая часть - собственно экспедиция - будет представлена только галереей. А третья часть будет посвящена обработке, которая реально заняла не меньше времени, чем сама экспедиция. Вопрос о том, должен ли сам фотограф заниматься обработкой и сколь большое внимание ей уделять, возник еще на заре фотографии. В цифровую эру изменилось только техническое наполнение, философская же часть осталась неизменной.

Выбор аппаратуры и ее упаковка

Когда задача точно известна и вопрос стоит: либо ее выполнение, либо ничего, - задача выбора аппаратуры существенно упрощается. В этом случае можно не брать ни избыточно дорогую аппаратуру, ни дополнительное количество принадлежностей – все и так ясно. Если же экспедиция намечается в районы, не очень часто посещаемые фотографом, да еще когда погода может меняться несколько раз в день, есть большая вероятность, что вы окажетесь в таком месте и при таком освещении, которое, возможно, больше уже никто и не увидит. В этом случае обидно оказаться без инструмента, позволяющего максимально точно зарегистрировать это событие. Выводы же о том, что надо было взять обязательно, а что оказалось просто балластом, часто удается сделать только, анализируя результаты. Наш маршрут был проложен от поселка Гридино на север до Чупской губы и деревни Ниж. Полунга - 100 километров Белым морем на байдарке типа Таймень.

Таймень
Почти полный штиль. Можно позволить себе роскошь съемки с воды. Громады скал подчеркивают ничтожность байдарки перед силами природы, но пока не тревожат отсутствием места для высадки в случае, если разгуляется волна.

остров Медведок
Еще один снимок с воды. Объектив Sigma 24-70; F=28 мм. Условия съемки достаточно комфортные. Опасений утопить аппаратуру или, того хуже, самому искупаться нет. Хотя тучи не радуют. С голубым небом скалы смотрелись бы эффектнее :-). Как выяснилось, тучи угрожали не только качеству снимков, но и фотографу. Менее чем через час поднявшийся шквальный ветер почти в середине пролива между материком и Пежостровом заставил меня развернуться на 180 градусов по ветру и "бежать" к острову. Поиск места, где можно безболезненно выкинуться на берег, отнял немало нервов. Этот ветер почти на 2 км разметал нашу флотилию из трех лодок. Остатки нервов нам спасли рации, когда экипажи всех лодок, высадившиеся на остров вне прямой видимости, с облегчением выяснили, что в открытое море никого не унесло :-)

Аппаратура, которая была взята в экспедицию: камера Canon EOS 5D;  запасная камера Canon EOS D60; объектив МС Пеленг 3,5/8А производства Белорусского ГП "ММЗ им. С.И.Вавилова" (круговой Рыбий глаз с фокусным расстоянием 8 мм); объектив МС Зенитар-М 2,8/16 производства "Красногорского завода им. С.А.Зверева" (диагональный Рыбий глаз с фокусным расстоянием 16 мм); объектив SIGMA 24-70 мм F:2,8 EX DG ASPHERICAL DF; объектив SOLIGOR AF 70-210 Macro 1:2,8-4 (он же известен как COSINA AF 70-210 f/2,8-4 MC и Vivitar 70-210/2,8-4 APO); объектив МС РУБИНАР- 8/500 МАКРО производства "Лыткаринского завода оптического стекла" (ОАО ЛЗОС) с переходным кольцом и "Одуванчиком"; кольца для макросъемки; бленды и фильтры; пульт дистанционного управления и штатив; 5 аккумуляторов: два 511 (этим аккумуляторам было больше 3 лет и они оказались балластом, поскольку за один раз более пяти кадров снять с их помощью не удавалось), один 511-А, два аккумулятора VCL002 фирмы GP (аналог 511-A) и один GP VCL005 (аналог 512).  

аккумуляторыаккумуляторы

В 60-ю камеру 512-й не лезет из-за выступа; к счастью, фирма поумнела, и искусственного ограничения для использования аккумулятора у новой модели 5D нет – лезут как 511, так и 512. Детальное рассмотрение камеры Canon EOS D60 показало, что 512 в нее тоже влез бы, если бы не выступ на входе в аккумуляторный отсек. То есть сам по себе аккумуляторный отсек имеет размеры, способные вместить 512 аккумулятор, но на самом входе находится маленький 3мм выступ, который проверяет наличие в аккумуляторе выемки и не позволяет вставить 512 аккумулятор. Я полагаю, что его можно было бы безболезненно удалить, но не пробовал.

Карты памяти были взяты фирмы Kingston, одна емкостью 1 Гб, и одна Elite Pro емкостью 2 Гб. Как резерв ставки была взята еще карта PQI F1 емкостью 512 Мб. В данном случае быстродействие карт никакого значения не имеет. Самая медленная карта из имеющихся, емкостью 2 Гб, позволяет снять серию из 16 кадров в формате RAW и записывает эту серию в течение 96 с. Т.е. время записи одного кадра, 6 с, больше, чем время съемки серии, равное 5,3 с. Самая быстрая, 2 Гб Elite Pro, позволяет снять 17 кадров и записывает их в течение 41 с. Т.е. время записи одного кадра равно 2,4 с - почти в два раза меньше времени, необходимого на съемку серии. Учитывая, что съемку такими большими сериями производить не предполагалось (для этого у нас было чересчур мало памяти), скорость записи кадров для нас значения не имела, поскольку при съемке одиночных кадров камера за счет огромного буфера всегда готова сделать следующий снимок. В случае съемки сплава по порогам эта проблема могла бы стать критичной, но на нашем маршруте их не было. Что касается относительно быстрых по скорости записи карт, выпущенных в предыдущие годы, типа F1, то с ними ситуация вообще парадоксальная. Отдельно снятые кадры они записывают за 2,9 с, т.е. существенно быстрее, чем 1 Гб карта Kingston, а вот непрерывная серия может получиться и короче. Может быть, те же 16 кадров, а может быть и всего 12, если возникает какой-то сбой, связанный с плохой совместимостью старых карт и новой камеры. Замечу, что индикатор батарей, до съемки показывавший полный их заряд, после съемки серии часто показывает почти полный их разряд, и эта ситуация сохраняется до выключения и повторного включения камеры. 

За две недели мы прошли по Белому морю 100 км. За это время было снято 520 кадров. Из них в формате RAW - 202. Все это уместилось на 4 картах суммарным объемом 4,5 Гб. Для съемки этого количества понадобилось 2 аккумулятора, третий был вставлен в камеру, но полностью не израсходован.

Из вспомогательного оборудования был взят GPS навигатор Garmin eTrex для прокладки маршрутов и просмотра карт КПК Cassiopeia E-125, программное обеспечение OziExplorer, связь с GPS через последовательный порт с использованием программы G7ToCE . Эта программа позволяет обеспечить двусторонний обмен с GPS , т.е. скачивать данные с него и закачивать в него маршрутные точки и дорогу. Для связи между байдарками использовалась рация JJ Connect StylePlus. Имелись и сотовые телефоны, но проку от них на большей части маршрута не было никакого. А там, где и была доступна сотовая связь, воспользоваться ей могли только счастливые обладатели SIM карт Мегафона :-(. Для всего вспомогательного оборудования, кроме штатного, был взят дополнительный комплект питания.

Упаковка. Отправляясь в море даже на судах, в тысячи раз превосходящих по водоизмещению байдарку, мы упаковывали аппаратуру в ящики, а каждый прибор запаивали отдельно в полиэтилен. Система надежная, но предполагает, что открывать ящики вы будете уже в лаборатории с кондиционером, а не на берегу моря. Для походов нужны ящики, которые позволяют получить быстрый доступ к аппаратуре и тут же их герметично закрыть. Имеющийся у меня ящик фирмы LowePro имеет внутренний объем 30х23х14,5 см. Вся вышеперечисленная аппаратура в него явно не входила, поэтому был куплен такой же по объему и внешнему виду ящик фирмы AMABILIA.

ящики

При детальном рассмотрении он мне понравился существенно больше, чем от фирмы LowePro, хотя тоже не без недостатков. Основное преимущество – существенно более удобные замки.

ящикиящики

Минус же – плохая фиксация осей, которые имеют тенденцию смещаться вбок, и поэтому при закрывании ящика надо проверять их положение.

силикагель

Наличие пенала с силикагелем – вещь, конечно, полезная, но банальная надпись на нем вызвала некоторое недоумение. Мой опыт показывает, что такого объема свежепрокаленного силикагеля хватает, чтобы осушить внутренний объем один раз, то есть обычно в экспедиции есть герметично закрывающаяся банка, в которую сложены прокаленные в сушильном шкафу пакетики с силикагелем. Каждый раз при открывании и закрывании герметичного корпуса прибора в него вкладывается новый пакет. В данном случае можно быть абсолютно уверенным, что приложенный в пенал силикагель уже набрал в себя всю влагу еще в магазине, а как провести его регенерацию, абсолютно неясно.

Экспедиция

Маршрут похода представлен на нижеприведенной анимированной схеме. Маштабируемая версия, занимающая все окно обозревателя, - здесь.

Щелчок мышью по фотоаппарату позволяет посмотреть фотографии, снятые с точки расположения аппарата. Некоторые фотографии панорамные. Их просмотр осуществляется перетаскиванием мышью изображения в окне. О сшивке панорам и других способах их представления читайте в следующей статье, посвященной самой трудоемкой и длительной части любой экспедиции - обработке результатов.

12.08.2006
Установите проигрыватель Flash

Облако тегов:
3D печать
Arduino
Raspberry Pi
Аэрофотосъемка
Байдарки
Геомеханика
История
Камеры
Макросъемка
Объективы
Освещение
Панорамы
Принадлежности
Принтеры
Программы
Сканеры
Стереосъемка
Фильтры
Фокусировка
Фотокубики
...
rss