Электронный документ предоставляет возможности, которых нет у его бумажной копии. Некоторые из них вы можете вкусить, воспользовавшись нашей интерактивной картой. Карта сделана с помощью программмы Flash 4. С сентября на сайте Macromedia доступна 5 версия, но изменения, коснувшиеся в основном интерфейса, не позволили мне быстро к ней адаптироваться. Итак, что позволяет карта:
Карта маштабируемая. Ее размер зависит от размера окна обозревателя. Более подробно можно рассмотреть ее фрагменты, вызвав меню правой кнопкой мыши.
Перетаскивая байдарку по маршруту, можно переместится к соответствующему месту текста.
Запустив презентацию, можно посмотреть серию маленьких фотографий, сменяющихся по мере прохождения маршрута. Карта довольно компактная и занимает 212 КБ.
Щелкнув по фотоаппарату можно посмотреть вид с соответствующей точки. Фотографии в этом случае занимают существенный объем и предварительно не грузятся в компьютер. Поэтому на медленных линиях связи будьте терпеливы и после щелчка по аппарату дайте картинке загрузиться.
Фотографии, представленные на карте, в статье не повторяются.
Итак, мы едем поездом №182. Фотобайда: Адмирал, Замполитру (далее Зампо), Капитан наставник (далее Кап.Н). Кинобайда: Астролог и Инструктор.
3 августа. На станцию Пояконда прибыли в 3.11 утра. Из нашего вагона через два тамбура выгрузились 23 туриста, собака Хайям и с десяток местных теток. Дождь, сопровождавший нас по всей Северной Карелии, пока отстал, но небо хмурое, тучи все опускаются и опускаются. Впрочем, уже довольно светло.
Название Паяканда (Паяконда) – по саамски "самый край (залива)" – известно с 1563 г. Как минимум, до XVII века огромная губа, в глубине которой стоит Пояконда, так и называлась: Паяконда губа. Современное же ее название – губа Ругозерская,, по имени ближнего Ругозера. Это название восходит к древнерусскому руга, "угодье, данное монастырю для прокормления церковного причта", о чем свидетельствует документ 1541 г.
Перетащили вещи к пирсу (1.5 км), собрали байдарки, упаковали вещи, сходили на родник за водой. С большим трудом распихали вещи и свои тела по байдам (на адмиральском флагмане красивый заводской фартук вообще второе очко имеет не там, где надо, и Кап.Н на свое посадочное место ввинчивается штопором) и в 7.00 отплыли. Небо, как ни странно, начало расчищаться, зато задул изрядный ветер: в левую скулу лепит резкая волна. Передние вымокли очень быстро. Поэтому вскоре отвернули от курса на о. Продувной Верблюд Секонд вправо – на о. Высокий. Через час подошли к нему (оставив справа островок, где три катамарана дожидаются тех двух, что собирались рядом с нами). Основная стоянка занята. Обогнув остров, нашли и себе местечко – ничего особенного, но встать можно. Это, в общем-то удача, ибо остров действительно высок (даже безотносительно к иным островам и коренным берегам Ругозерской губы) и большей частью уходит в воду почти отвесными скальными обрывами. Рыбные ловли у острова известны по документам с 1574 г.
Итак, мы высадились, со стенаниями распрямляя затекшие с непривычки конечности, поясницы и прочие органы. Зампо быстро сварил гороховый супчик и вермишель. Выпили *** за отплызд и за 20-летие первого совместного похода (на Кузему) Адмирала, Кап.На и Зампо. Затем немного поколбасились и улеглись спать. Инструктор вымыл первые 2 кана из 10, проигранных еще в поезде.
К 18.00 народ более-менее проспался. За это время ветер стих, но плыть куда-либо мы были не в силах. Подняли флаг "искпедиции". В бинокль наблюдали нерпу. По замеру часами фирмы Casio, температура морской воды составляет 17.3 С (безгрешно служат с 83 года для замера забортной воды и температуры фоторастворов). Вдохновленные этими цифрами, искупались. Зампо приготовил дивную гречку с тушенкой и жареным луком; под нее выпили *** и окончательно завалились спать.
4 августа. С утра дует встречный (из моря в губу) ветер. Надо ждать еще и благоприятного направления приливно-отливных течений (максимум прилива ожидается около 20.00). Поэтому мы лениво обследуем остров и читаем взятую литературу (среди которой фантастическим бредом выделяется боевик некого Ильина "Злые стволы"). Впрочем, Кап.Н, понимая что наставлять в этом походе некого, занят делом – фотосъемкой. Для снятия островных панорам он использует Зампо в качестве водного рикши.
В 16.00 начали собираться, в 17.40 выплыли (по мнению Адмирала рановато). Через час несильный уже встречный ветер вовсе стих, и вскоре мы оказались в виду московской ББС (виден ветряк и сараи) – на входе в узость, образованную огромным мысом Киндо справа и еще более огромным о. Великий слева (с Великого к северу все острова входят в состав Кандалакшского заповедника). Но вот рано мы здесь оказались: мощное приливное течение минут 20 держало нас на месте, пока мы не догадались уйти под самый берег.
На биостанции (приплыли в 19.50) пополнили запасы воды и, по наущению Астролога, таскались смотреть на деревянную статую станционного божества – Радикулита. В 21.00 (с началом отлива) поплыли дальше.
Прошли затопленный приливной порог Еремеевский меж берегом и островом, обогнули мыс Киндо, по-чудски (чудь – древнее финское племя) "коготь" (северная часть его оконечности: высокие скалы, южная – отлогий сырой каменистый берег) и вышли в "открытое море", т.е. в пролив Великая Салма. В течение 4 км справа виднелись далекие берега Черной губы, затем мы оставили справа мыс Савватиевский и приблизились к искомому архипелагу островов. На подходе к нему Адмирал в сумерках обманулся силуэтами и ввел эскадру малость не туда (к северу от о. Костьян), после чего признался, что не узнает местности. С другой стороны, за те 4 года, что он здесь не был, вряд ли какие-либо острова могли вырасти из моря, или погрузиться в него. В общем, довольно скоро горе-адмирал опознал пролив меж островами Костьян и Белый (на которых сидит множество турья и рыбаков) и радостно направил эскадру к о. Лушов – на "великолепную" стоянку. Да вот только остров этот оказался напрочь (мох и подлесок) выгоревшим. После недолгой дискуссии, уставшие и окостеневшие от 3.5-часового сидения в байдах, мы вернулись на Белый, где Кап.Н. сходу нашел удобную стоянку на высоком скальном берегу. Было это уже в 1.00.
Тут ни с того, ни с сего разыгрался резкий ветер с СВ, поднявший изрядную волну. Но на скалах нашелся эдакий овальный окоп, закрытый от ветра кустами можжевельника, где мы и устроили ужиналище-отдыхалище. Инструкторский экипаж состряпал нечто вроде лагмана из макарон и тушенки, Зампо присовокупил сюда 2 банки "братской могилы". Тут рассвело, мы поставили палатки и в 6 часов завалились спать.
P.S. У Зампо портянки сделаны из майки, на которой нанесена карта острова Тенерифе. В связи с этим в наш быт вошел термин "портяночная навигация".
5 августа. У нас дневка. Занимаемся фотосъемкой, заготовкой родиолы розовой, щиплем морошку, чернику, голубику. Но вообще ягод мало. Из грибов же встречаются лишь сыроежки, да мумии подберезовиков. Адмирал спровоцировал Зампо и Кап.На переправиться пешком (в отлив) на о. Лушов за водой и мидиями. Но отмель меж о-вами Белый и Лушов полностью не обсохла. В результате, Зампо чуть не потонул (от неожиданности) в 10-метровой протоке с сильнейшим течением. В итоге, и за водой, и за мидиями плавали на байдарках.
Жарит солнце, под которым все в разной степени обгорели. Зампо досаждают вопли чайки, пасущей своего взрослого, но глупого птенца. За ужином разгорелся азартнейший спор Астролога и Кап.На по поводу процесса кипения и иных физических явлений. Как и вчера, ограничились ***.
6 августа. Встали в 9, выплыли в 11.25. Опять палит солнце. Утренний штиль сменился ветерком в левую скулу. Идем к м. Кузокоцкий меж островов. Постоянных поселений здесь (как, практически, на всем маршруте) никогда не было. Документы (начиная с XVI в.) называют лишь Тоню Кузокотку и варницы на Кузокотке. Сам же мыс (поросший соснами) получил свое название от имени 600-м перешейка, соединяющего его с материком. По-саамски кузз-куоцка означает "еловый перешеек". Там, действительно, растут ели.
На Кокоихе (высокий вытянутый красивый остров) лает пес Хайам наших попутчиков по вагону. Справа выворачиваются 5 катамаранов. 2 из них идут под парусами, уверенно закладывая галсы. Еще на двух паруса тоже стоят, но экипажи при этом машут веслами. На последнем просто усердно гребут. Догоняем хвост эскадры у Покормежных островов, где высаживаемся на разминку. Затем обходим последний остров и вновь вываливаемся на морской простор: нам предстоит пройти около 5 км вдоль разлапистой оконечности м. Кузокоцкий. Здесь мы получаем уже приличную волну, но идем довольно бодро. Назад уплывают безжизненные камни и скалы мыса – эта его часть открыта ярости осенних штормов (лишь в 25-30 м от берега начинается довольно хилый сосновый лес). Вскоре догоняем и перегоняем катамаранщиков-гребунов, которые ждут своих "мастеров паруса".
На берегу виден сейд – священный камень древних саамов (его размеры и прямоугольная форма резко контрастируют с прочими валунами побережья). За ним на берегу почивает ржавый сейнер, невесть когда выброшенный буйством стихий. Аккуратно проходим гряду рифов, за которой виден уступ мыса. За ним волны как-то резко выросли. Еще через 500 м пути обходим длинную гряду рифов у юго-восточной оконечности мыса и сворачиваем в губу Красная.
Волны здесь по-прежнему высоки и, главное, довольно хаотичны. Время от времени с той или другой байдарки слышится взвизг или энергичная латынь, после чего в ход пускаются клизматроны. Астролог вновь сокрушается об отсутствии гидрокостюма. Скорость, впрочем, заметно возрастает, ибо волна бьет в бок, а подчас – и сзади. Напрямик на искомую стоянку идти не рискуем и более-менее следуем вдоль береговой линии (где видны группы скал действительно красноватого цвета). Срезаем лишь последний залив губы (туда по еловому перешейку выходит волоковая тропа, которой пользуются в шторм). Тут Адмирал опознает местность, и мы вновь поворачиваем против ветра – мимо островков, сразу прозванных Чубайс (он с рыжей порослью) и Гайдар (голый, с двумя хилыми кустами).
Мокрые, усталые, но довольные входим в лагуну меж материком и о. Магелана (две части, соединенные низкой перетяжкой; официальное название – Кедровые о-ва, ибо несколько кедров там-таки растут). Ура! Шикарная стоянка пуста! На ней имеются обеденный и хозяйственный столы, очаг, крытый лабаз для продуктов и посуды. Со стоянки ведет тропка на макушку острова, где установлена скамейка. Оттуда открываются замечательные виды.
Ставим лагерь, обедаем, и тут… из-за мыса острова в залив уверенно вваливаются давешние 5 катамаранов. О-па! А мы тут уже сидим! После долгих раздумий и рекогносцировок они высаживаются на соседний мысок. К вечеру волна поутихла, и со стороны волока с интервалом в 15-30 мин пошли байдарки (ручаемся за 4).
По приливу сплавали за водой в угол залива, где впадает ручей (в отлив туда можно сходить и посуху, но тащить 25 л воды на горбе больше километра не хочется). На ужин приняли усиленную дозу (*** л, запиваемые черничным компотом), но гульбарий получился каким-то скомканным, хотя и долгим. Кап.Н. снимал с верхушки острова закат, потом восход. Последний, впрочем, сильно запоздал и вообще не задался по причине вылезших туч. Зампо помогал сочувствием, в результате чего простыл и стал кашлять (мало того, что храпит). В целом легли от 5 до 6.30.
7 августа. Дневка. Встали в 11-12. Из-за острова слышен грохот волн. Солнце, но над материком ползут мощные тучи и изрядно погромыхивает.
Читаем. Астролог набрала черники на варенье. В середине дня закапало. Поставили тент, и капеж прекратился. На обед ели оладьи с вареньем.
К концу приготовления ужина ветер вдруг резко задул со стороны материка, и пошел сильный дождь. С небольшим перерывом он шел до середины ночи. Наверно, ребята из небесной канцелярии обиделись, что мы за них не выпили (а мы в этот день вовсе не пили!). В преферанс Зампо проиграл 1.5, а Адмирал – 2.5 кружки ягод.
8 августа. Еще одна дневка. Пока дождя нет, но небо ничего хорошего не обещает. С утра было тихо, но вскоре за мысом вновь зашлепала волна.
Заготовили кучу плавника на южной оконечности острова, нашли несколько подосиновиков, которые и были пущены в суп. Кап.Н затевает "хворост" и уже замесил тесто. Что-то будет?
Познакомились с семьей (папа, мама, два сына) из Москвы, которая здесь проводит вот которое уж лето, начиная с 1986 г. Сами построили 2 избушки – на Кузокотке и в нашем заливе близ устья ручья. Сюда забрасываются (и выезжают) по лесовозной дороге от Чупы, которая проходит в 400 м от одной из избушек. С собой привозят самоделку-двушку и малую надувную лодку. Еще пользуются деревянной лодкой, что лежит на нашей стоянке (мы им ее и помогали спускать и вытаскивать). Эта лодка принадлежала как раз тому самому Николаю Михайловичу Елманову, которого жители Пояконды за страсть к странствиям прозвали Магеланом (через одно л). Он, бывший фронтовик, потом дозиметрист, а после Чернобыля – борец за экологию, наезжал сюда в течение многих лет. Стол и лабаз сделаны им же. Умер он в 1991 г., после чего на скале близ его стоянки и появилась надпись "Остров Магелана".
Ели три вида хвороста: с корицей, с солью и с перцем. Потом еще напекли пирожков с черникой и больших кренделей-оладий. Выпили всего ***. Весь вечер шел дождь.
9 августа. Кап.Н поднял Адмирала в 8.18, а тот скомандовал общий подъем. На дворе туман, ветер слабый, облака мрачные. Быстро вскипятили воду для чая-кофе и малосъедобной быстрорастворимой картошки.
Вышли в 11.25. Сплавали за водой к ручью и устремились вдоль унылого берега к еще более унылому мысу Красный. Дошли до него за 1.5 часа. К этому времени небо заголубело. Пик прилива уже позади, но воды еще хватает, да и волна несильная. Так что мелкий пролив между мысом и большущим островом Кемь-Луда (кеми по-фински: "берег, обрывающийся в воду") прошли благополучно. Когда же мы выбрались из прилегающей системы рифов и повернули на ЮЗ к о. Песчаный (до него 4 км), волна резко усилилась. По категоричному требованию Астролога (звезды требуют) отвернули к берегу и вскоре причалили метров за 300-400 до горы Шавруха (42 метра), дабы дождаться вечернего штиля или хотя бы ослабления ветра.
Пообедали и отправились штурмовать гору, одним из своих склонов восстающую прямо из моря. По-саамски ее название значит "рог". Действительно, издалека Шавруха напоминает тупой рог или, если угодно, довольно правильную пирамиду. Вблизи же гора оказалась сложенной из отдельных мощных скальных блоков-уступов, причем восточная ее четверть отсечена от основного массива глубочайшей расселиной.
Тропа вилась вокруг горы, нигде не обнаруживая ответвления, ведущего на вершину. Так мы и дошли по ней до моря с другой стороны, обнаружив избу-баньку и пересохший колодец. Делать нечего, полезли без тропы. Сопели, пыхтели, но долезли. На полусгнившую вышку лезть не отважились, но и без того нам открылся исключительной красоты пейзаж.
По возвращении обнаружили, что ветер не только не утих, но заметно усилился, сменив направление градусов на 60, да еще нагнал туч. Делать нечего, спешно разбили лагерь, поставили тент, Кап.Н. сложил очередной могучий очаг (место для стоянки, кстати, тут очень удобное). Тут-то и ливануло. Кан, подставленный под угол тента, набирается полным менее, чем за 5 минут. Вокруг еще и грохочет. Но длилось это недолго.
Поужинали с ***. Астролог и Кап.Н отправились было искать неолитический лабиринт на мыс Красный, но быстро вернулись: путь им преградила обширная лагуна, мелкое устье которой заливается в прилив.
Между прочим, Астролог название горы, на которую она только что лазила, в упор не запоминает и регулярно называет ее Шалавой. Русские, между прочим, вначале весь залив (ныне губа Кив – из саамского "олениха") называли Шавро-губа, Шаврова губа – по имени наиболее приметного здесь географического объекта, хотя в том же XVI в. и было известно и название Кивъ-губа.
10 августа. Зампо, молодец, в 6 проснулся и объявил подъем. Море тихое-тихое. Быстро позавтракали, сложились и оттащили байды и вещи к морю, ушедшему по скользким камням метров на 50.
До о. Сампо (крайний в сторону моря из группы Медвежьих о-вов) по ровной зыби доплыли ровно за час. По пути видели палатку (рядом лежит катамаран) на о. Песчаный. С низкой луды близ Сампо спугнули загоравшую нерпу.
Стоянка на Сампо пуста. Народ, в целом, поначалу отнесся к этому месту скептически (да и что это за переход – 5 км!), но Кап.Н, борзо обежавший остров, заявил, что Адмирал был прав, и ничего подобного (в смысле возможностей фотосьемки) он, Кап.Н, раньше здесь не видел. Тут из-за облаков показалось солнце, и стоянка стала выглядеть намного привлекательней (не говоря о том, что вблизи Зампо обнаружил большую "ванну" с пресной водой). Остров, действительно, примечателен. При длине менее километра он включает самые различные ландшафты: с севера крутые, высокие, но гладкие разноцветные скалы с тундровой растительностью (в локальных ложбинах – морошковые болотца), на восточном мысу – хаос битых скал с миниатюрными ущельями, с юга – ровный уступ (2-3 м) скального берега с маленькими березовыми болотами, на западной оконечности – подкова галечного пляжа и массив низкорослого пышного сосняка. Есть тут черника и брусника, но сейчас их немного.
Обедали под дождем (по доброй традиции ребята из небесной канцелярии дали нам время поставить палатки, сварить еду и натянуть тент). Кап.Н., ублаготворенный результатами фотосъемки, выставил ***. К этому добавили ***. Затем (солнце вновь жарит) отправились на прогулки. Видели здоровенного зайца. Затем вспугнули гагачий выводок.
Ужинали опять-таки с ***, но уже без *** и дождя.
11 августа. Сегодня поднялись в начале восьмого, вышли в 9.20. Небо затянуто, дует слабый попутный ветер. Пролив между мысом Картеж (по-карельски "лоток, желоб, корыто", что, видимо, относится к долине в основании мыса, в которой лежит узкое вытянутое озеро) и ближайшим длинным островом оказался наглухо перекрыт отмелью 20-м ширины. Плыть вокруг острова мы не пожелали, перетаскивать лодки – тоже, а предпочли прождать 40 мин, пока прилив эту отмель не покроет. В ожидании походили по берегу и обнаружили роскошно оборудованное пировальное место на скалах (но мест для палаток нет). Похоже, здесь гуляют преподаватели с ленинградской ББС, которая находится за мысом.
В губе Чупа ветер оказался встречным, но нам помогает приливное течение. На мысу Картеж и в проливе, ведущем в губу от устья Керети, видны дымы туристских костров. Доплыли до большого о. Олений. На его низменной "морской" оконечности сидят две группы. Лучшая же часть острова (с великолепной стоянкой вблизи от источника воды) выгорела (потом оказалось, что пожар длился почти 1.5 месяца, и лишь недавние ливни его загасили). Переплыли направо – на северный берег губы, где и нашли средненькую стоянку на береговом уступе, поросшим сосной и березой.
Кстати, 30-км губа Чупа названа по своей самой дальной оконечности: по-карельски чуппу "дальний угол залива", см.: деревня в Чюпе (1544 г.), в Чюпской губе над ручьем волость Чюпа (1563 г.).
Пообедали. Два раза посыпал несильный дождь. Начался отлив (при полном штиле), и тут в губу прошел катамаран, усердно перегребая встречное течение. До него из пос. Чупа величественно протрюхало некогда белое судно "Профессор Кузнецов".
Ужинали со стандартной дозой. Потом к нашему берегу приплыл на чахлой моторке дед-рыбак из Чкаловского. Через некоторое время он высадился на берег пополнить запас пескожилов (противный червяк, на которого только и ловится здешняя рыба). Зампо и Адмирал взяли у него интервью. Оказалось: по нашей стоянке любит ходить медведь; трески нынче нет, идет одна навага (предлагал нам купить); бензина частные торговцы не продают уже три недели -–ждут подорожания; в Москве был взрыв в переходе на Пушкинской.
12 августа. По хорошей погоде снялись в 11.25, имея ближней целью магазин в Нижней Пулонге через 8 км. Приплыли к 13.00. Как оказалось, магазин работает в Пн, Ср, Пт, а сегодня суббота. Зампо остался в лавке, Кап.Н пошел снимать декоративный ботик, Астролог напросилась в ближний дом заряжать аккумулятор видеокамеры. Инструктор же с Адмиралом назначены фуражирами. Нашли дом продавщицы Веры, у ее мужа купили ***, саму Веру убедили открыть нам магазин. Хлеба нет. Взяли "Примы", яблочную газировку (редкая гадость), ананасовый сок, бутылку "Стрелецкой" и пива (Адмирал требовал ящик, Вера предлагала 7, Инструктор отспорил 9).
Быстро прошли 5 км до стоянки на южном берегу (Адмирал опознал ее издали по приметной сосне на мыску). Почва там жестковата, но стоянка удобная, есть брусника и вода в недалеком ручье. В 7 км виден белый пос. Чупа. Вечером устроили знатную гулянку.
13 августа. Дневка. Вставший последним Кап.Н, обнаружил, что ему оставлено *** из старых запасов (чудо, чудо! Добраться до магазина, имея еще не выпитую водку!). Туда он щедро давит бруснику, собранную штрафниками, и сыплет сахар, оставшийся в неприличных количествах (как и макароны). По губе под веслами плавают моторки. Видать, бензина у них действительно нет. Иногда курсом на Чупу проходят катамараны. Легли рано.
P.S. храп Зампо Кап.Ну чудится уже и тогда, когда тот не спит, а читает.
14 августа. Под утро шел дождь. Адмирал встал в 7, а в 8 уже поднял остальных. За час с небольшим доплыли до туристской резервации (с сортирами М и Ж наверху) в Чупе. Погода роскошная, что позволяет высушить байдарки. Из прибрежных 3 магазинов остался лишь один – с бедным ассортиментом. Нечто более изысканное можно приобрести в "центре" поселка – за 1 км. Зампо радостно закупает "братскую могилу", остальные отдают предпочтение корюшке в томате. Есть очень вкусный свежий белый хлеб, сыр а-ля сулгуни, 5 сортов водки и разнообразное пиво. К разочарованию тандема Астролог- Кап.Н, сухого красного нет и тут.
Вытаскиваем вещи вверх по длинной деревянной лестнице, выходим на автобусную остановку. На станции берем билеты (с местами! Правда, опять у параши) на 133 скорый (тот, что раньше был 344 пассажирским), обедаем, играем в преф на банкет, ужинаем. В 23.16 грузимся в поезд, опять ужинаем и крепко засыпаем.
Алексей Шилов, Владимир Родионов (фото).
Все фотографии сделаны камерой Casio QV3000 и записаны на IBM Microdrive.
|