Olympus CAMEDIA C-2500L

На рынке пленочных камер фирма Olympus прославилась своими аппаратами серии IS, заняв нишу зеркальных камер "все в одном" с несменными объективами. После этого свой опыт она решила перенести в область цифровой фотографии. Так появилась камера С-1400 и вот теперь модель С-2500. Это действительно настоящая зеркальная камера в том смысле, что видоискатель имеет зеркало, и вы смотрите на объект через объектив камеры. На рынке пленочных камер вы можете купить примерно за одни и те же деньги, как камеры Olympus, так и классические зеркальные камеры (в данном случае обозначим как классическую, чтобы всем было понятно, например, камеру Зенит). Я полагаю, что приход камер IS на рынок был своевременным, они нашли своего покупателя, хотя, я абсолютно уверен, не за счет потенциальных покупателей камеры Зенит. В случае с цифровыми камерами Olympus оказался единственной зеркальной цифровой камерой за разумную цену. И поэтому на него обратили внимание все, кто по тем или иным причинам, хотел обзавестись зеркалкой. Здесь уместно остановиться на том, ради чего в конструкцию камеры добавили зеркало. Основные задачи фотографа - разместить объект в кадре и навести объектив на резкость. Изначально эта задача решалась очень просто. Вместо фотопластинки вставляли матовое стекло и сразу видели, что попадает в кадр, перемещая объектив, могли сделать резкими важные объекты композиции. С приходом пленки возможность замены ее на молочное стекло стала довольно сложной, хотя она до сих пор реализуется в отдельных камерах. Но эта система не позволяет быстро производить серию съемок, ради чего, собственно говоря, и перешли от пластинки к пленке. Именно из-за возможности делать много кадров подряд пленка и получила свое распространение. Поэтому пленочные аппараты для кадрирования обзавелись специальным видоискателем, в простейшем случае в виде отверстия, через которое смотрят на рамку, которая ограничивает поле зрения и позволяет оценить, что же попадет в кадр. Но центр поля зрения, рассматриваемого через видоискатель, бедет несколько выше центра снимка. Это несовпадение называется параллаксом, т.е. вы видите объект под тем же углом зрения, но с небольшим сдвигом. Для наводки на резкость аппараты обзавелись шкалой на объективе, которая позволяла с помощью рулетки точно определить расстояние до объекта и выставив его на шкале, получить резкое изображение. Для ускорения процесса некоторые аппараты обзавелись дальномерами, когда объект рассматривается с двух точек и, совмещая 2 изображения, и вы определяли угол, под которым виден объект, до которого вы хотите узнать расстояние. Далее можно было вычислить расстояние до него. В большинстве аппаратов дальномер был сразу сопряжен с объективом и, совместив 2 изображения в видоискателе, вы получали резкое изображение на пленке. Чтобы избавиться от всех этих сложностей и приблизиться к идеалу, заданному первыми аппаратами с матовым стеклом, была придумана конструкция откидного зеркала. В этой конструкции объектив может формировать изображение как на пленке, так и в случае, если перед пленкой помещено зеркало, на матовом стекле. Эта система позволяла видеть объект без параллакса и наводить на резкость, заменять объективы и при этом не менять видоискатель.

Рассматриваемая нами камера имеет зеркало, и вы видите изображение через объектив, но матового стекла она не имеет, и ручной способ наводки на резкость у нее один – рулетка. Впрочем, мне могут сказать, что камера-то автофокусная, и вообще не пристало думать о фокусировке. С этим трудно не согласиться, тем более что автофокусировка у камер Olympus реализована очень здорово, имеет, в том числе, красную подсветку для фокусировки в темноте. Однако камера все же имеет ручную фокусировку, и можно было ожидать, что она будет в стиле зеркальных камер. Фотографу всегда хотелось бы не отрываться от объекта и видеть всю информацию которая ему необходима, перед собой Для этого информация выводится в видоискатель многих пленочно-зеркальных камер, причем отнюдь не самых дорогих. Т.е. здесь получается парадоксальная ситуация: вы смотрите через видоискатель и видите объект, а для того, чтобы посмотреть параметры съемки, вам надо от него оторваться и посмотреть на ЖК экран, на котором изображения объекта нет, зато показаны выдержка, диафрагма, баланс белого, экспокоррекция и т.д. Вспомним, что при классической для цифровых камер схеме, реализованной и в камерах Olympus, например, С-2000, вы видите изображение объекта, воспринимаемое матрицей аппарата на ЖК экране, одновременно с информацией о параметрах съемки. Т.е. реализована возможность видеть то, что видит камера, и оценивать компоновку и резкость изображения, причем, в отличие от пленочных камер, резкость изображения, на матрице, а не на матовом стекле, которое только теоретически находится на том же расстоянии, что и пленка. А реально соответствие этих расстояний определяется той тщательностью, с которой юстировали камеру.

Итак, что мы имеем с гуся. Оптический видоискатель, позволяющий видеть около 95% изображения, воспринимаемого матрицей, через объектив камеры и ЖК экран, отображающий еще меньшую площадь.

Снятое изображение на экране компьютера. Красной рамкой отмечена область, видимая в оптический видоискатель.

Снятое изображение на ЖК экране и экране телевизора.
Около 87% от размера кадра.

Возможность использовать оптические насадки, подсоединяемые к камере через резьбу М43, благо Olympus их выпустил довольно много, да и другие фирмы тоже не сидели сложа руки, правда, мне кажется, что М43, кроме Olympus, никто больше не использует, и найти переходное кольцо на более часто используемые форматы, например 46 и 49 пока не очень просто. Но я думаю, что скоро их наточат в достаточном количестве. Оптический видоискатель при непрерывном визировании позволяет существенно экономить батарейки, и если вам надо в полевых условиях долго наблюдать за объектом и редко снимать, то эта камера имеет существенные преимущества перед классической для цифровых камер схемой с ЖК экраном. Правда, если вы захотите узнать, справляется ли автофокусировка со своей задачей, а также узнать параметры съемки, вам придется слегка надавить спусковую кнопку. При этом ЖК экран оживет и сообщит вам об экспопараметрах, потребляя энергию по полной программе, а светодиод рядом с видоискателем сообщит о том, справилась ли система автофокусировки со своей задачей. Здесь надо отметить, что приоритет за системой автофокусировки. Если она не справилась, то ЖК дисплей не засветится. Надо отметить, что с доступностью информации в этой камере все очень богато, кроме цветного ЖК монитора, предназначенного для просмотра изображений и информации при половинном нажатии спусковой кнопки, есть еще и пассивный черно-белый ЖК индикатор сверху камеры, предназначенный для индикации выбираемых вами параметров.

Здесь можно увидеть выдержку, чувствительность, состояние вспышки, экспокоррекцию, диафрагму, диапазон фокусировки. А в случае ручной фокусировки - расстояния до объекта. Отметим, что расстояние до объекта измеряется от торца объектива, в отличие от пленочных камер, где расстояние измеряется от пленки.

Об органах управления камеры. Основные режимы переключаются колесом, в центре которого расположена кнопка включения питания. У этой камеры в отличие от предыдущих кнопку включения питания нельзя спутать с пусковой. Колесо позволяет выбрать 3 режима съемки и 3 режима воспроизведения. Для съемки вам предлагается режим автомата экспозиции (программный режим), режим приоритета диафрагмы и ручной режим.

Программный режим. Камера думает за вас, но у вас есть возможность внести экспокоррекцию. Для этого вам надо надавить кнопку дна верхней панели, а потом четырехпозиционной кнопкой на задней панели камеры внести экспокоррекцию. При выключении питания экспокорреекция не сбрасывается. Значение экспокоррекции отражается на верхнем ЖК индикаторе, и включая камеру, будьте внимательны, возможно, ранее вы ее использовали в очень экзотическом случае.

Режим приоритета диафрагмы. В общем-то громко сказано. У вас есть возможность выбора между полностью открытой диафрагмой объектива и полностью закрытой, т.е. режим "портрет" с минимальной глубиной резкости и режим "пейзаж" с максимальной.

В ручном режиме вы выбираете диафрагму из тех же двух значений и выдержку 4 – 1/10000 с (в спецификации от 8 с, но мне удалось установить только 4).При этом шкала, которая в автоматическом режиме указывала введенную вами экспокоррекцию, здесь индицирует, насколько ваш выбор отличается от выбора автоматики камеры. Для более специфических настроек, как то одиночный кадр, серия кадров, съемка по таймеру, качество и размер кадра, баланс белого, чувствительность матрицы, быстрый фокус, вам необходимо специальной кнопкой вызвать меню на ЖК экране и, манипулируя 4-позиционной кнопкой, выбрать необходимые вам параметры.

Теперь перейдем к съемке со вспышкой. Камера имеет встроенную вспышку, которая открывается при нажатии на специальную кнопку. Энергия вспышки может быть задана в диапазоне +/- 2, возможно задать синхронизацию как по первой, так и по второй "шторке". Можно подключить и внешнюю вспышку, причем разъем для подсоединения вспышки имеет, кроме центрального контакта, позволяющего подключить практически любую вспышку, еще и 3 дополнительных от Olympus, которые позволяют подсоединить вспышку FL-40, работающую в TTL режиме. До этого такая возможность встречалась только у камеры Canon Pro 70. Естественно, только для вспышек Canon. Фактически подобное подключение предполагает использование либо встроенной, либо внешней вспышки, но если воспользоваться какой-то простой вспышкой с центральным контактом и направить ее в потолок, то вы будете иметь как заполняющее от потолка, так и рисующее освещение от родной вспышки камеры. На мой взгляд, сегодня, когда можно установить много вспышек с синхронизацией по световому импульсу, концентрировать все вспышки на камере есть смысл только при оперативной съемке, когда нет возможности расставить все вспышки там, где это необходимо.

Главная особенность, отличающая камеру от всех предыдущих, это возможность использовать как карты памяти Compact Flash, так и карты SmartMedia. Учитывая, что карты памяти вещь очень дорогая, а камера эта требует для записи одного кадра более 1, 5 мб, возможность использовать всю имеющуюся у вас память, представляется очень удачным решением. Полагаю, что оно позволит переманить часть фотографов, пользовавшихся камерами Canon, Nikon, Kodak, Casio в стан Olympus, который до сих пор использовал только карты SmartMedia.

Режим воспроизведения позволяет просматривать на ЖК экране камеры сделанные вами фотографии вместе с значениями выдержки, диафрагмы, баланса белого, экспокоррекции и чувствительности, удалять и копировать фотографии с одной карты на другую. Переключение между режимом одновременного просмотра нескольких кадров и увеличенным просмотром осуществляется рычагом изменения фокусного расстояния объектива. Можно перемещаться по увеличенному изображению, но только 4 шага. Поэтому при 4х- кратном увеличении нельзя последовательно просмотреть все фрагменты кадра, а необходимо вернуться в режим 2х- кратного увеличения и там выбрать другой базовый фрагмент.

Есть возможность изменять яркость экрана, причем эти изменения отразятся только на ЖК и никак не повлияют на яркость изображения, отображаемого на телевизоре, подключенном через видео выход камеры.

Следует отметить, что после переноса в компьютер программное обеспечение, поставляемое с камерой, не позволяет увидеть параметры, при которых производилась съемка. Единственной сильной стороной программы OLYMPUS Media Suite являются довольно богатые возможности распечатки нескольких фотографий на одном листе. Но возможность редактировать шаблоны предоставляется только в профессиональной версии программы, поставляемой отдельно.

Прежде чем переходить к собственно тестам, немножко о мелочах. Карта имеет металлическое гнездо для штатива посередине большой площадки, что позволяет надежно закрепить камеру на любом штативе, при этом у вас остается возможность извлечь из нее карты памяти, не снимая камеру со штатива. Крышка крепится на объективе пружинным зажимом. А для того, чтоб вы ее не потеряли во время съемки, на ремне предусмотрено специальное крепление. Ну и естественно, как и все последние камеры Olympus, эта камера имеет пульт дистанционного управления.

Результаты тестов.

Разрешение. Здесь достаточно отметить, что оно вполне соответствует матрице, и объектив никаких дополнительных пакостей не вносит. Установка повышенной чувствительности матрицы отражается в большей степени на шумах, чем на разрешении.

Дневной свет, ISO100:

Галогенная лампа накаливания, ISO400:

при съемке при свете ламп накаливания ощушается нехватка чувствительности в синем канале.

Влияние параметра sharpness на разрешение не очень существенно и в большинстве случаев для уменьшения видимых шумов можно рекомендовать устанавливать на камере режим Soft

Шумы. Для того, чтобы оценить шумы, был снят лист белой бумаги при различных значениях чувствительности. Значения выдержки и диафрагмы, выбранные автоматикой камеры, соответствовали рекомендациям экспонометра для заданной чувствительности пленки. В идеальном случае все точки, образующие изображение листа, должны были бы иметь одинаковую яркость. Реально мы всегда имеем некое распределение, и чем это распределение шире, тем больше уровень шумов. На приведенной иллюстрации приведен ряд фрагментов белого листа, снятых при разной чувствительности матрицы, и соответствующие им гистограммы распределения яркости.

Чувствительность=ISO100
(диафрагма=F:3,9, выдержка=1/160 с)
Чувствительность=ISO400
(диафрагма=F:7,8, выдержка=1/160 с)
Увеличенный в 2 раза фрагмент снимка листа белой бумаги при дневном освешении в тени. Баланс балого автоматический. Увеличенный в 2 раза фрагмент снимка листа белой бумаги при дневном освешении в тени. Баланс балого автоматический.

 

Для сравнения приведены аналогичные измерения, проведенные с камерой Casio QV-3000.

Чувствительность=Normal
(диафрагма=F:2, выдержка=1/191 с)

Чувствительность=+3
(диафрагма=F:4, выдержка=1/348 с)
Увеличенный в 2 раза фрагмент снимка листа белой бумаги при дневном освешении в тени. Баланс балого автоматический. Увеличенный в 2 раза фрагмент снимка листа белой бумаги при дневном освешении в тени. Баланс балого автоматический.

Вывод из этих экспериментов один: перепроявка пленки к хорошим результатам не приводит. Чувствительность матрицы у камеры Olympus CAMEDIA C-2500L, как минимальная, так и максимальная выше, чем у камеры Casio, но и уровень шумов больше. И вообще для этой камеры, чтобы минимизировать шумы, можно рекомендовать ставить значения резкости как "мягкое" (soft), значение normal представляется слишком резким, приводящим в некоторых случаях к подчеркиванию шумов. Отмечу также, что наши эксперименты проводились с белым листом бумаги, где эффект увеличения шумов с увеличением чувствительности менее заметен, чем для темных мест.

Спектральные характеристики матрицы. Для оценки спектральных характеристик матрицы баланс белого камеры был установлен как для абсолютно черного тела с температурой 5500 К. Был снят спектр, полученный с помощью дифракционной решетки от галогенной лампы накаливания. При этом была выявлена четко выраженная чувствительность красного канала камеры в синей области. Поскольку спектр с заданной световой температурой является монотонным, то здесь следовало бы ожидать наличия сигнала от красной части спектра только в красном канале, а от синей – только в синем.

Объектив камеры состоит из 7 элементов в 7 группах с одним асферическим элементом. Однако при минимальном фокусном расстоянии объектива наблюдаются дисторсия, для иллюстрации чего я снял шахматную доску, которая явным образом превратилась в бочку. Впрочем, для объектива с фокусным расстоянием 9,2 мм, что соответствует 36 мм для 35 мм камеры, другого ожидать и не приходилось.

f=9,2 мм
f=28 мм

Вместо заключения. 2500 камера представляется очень неплохим выбором, однако для довольно узкого сегмента рынка. Это сегмент автоматических камер с зеркальным видоискателем. Комбинация этого видоискателя с 16 мб внутренним буфером, позволяющим сделать до 5 снимков менее чем за 3 сек, делает эту камеру одной из самых приспособленных для оперативной съемки. Плюс к тому прекрасная автофокусировка в том числе с ИК подсветкой для съемки темных сцен. Плюс к тому богатые возможности работы со вспышками. Камера работает с двумя типами карт памяти – тоже явный плюс. При этом следует отметить, что для считывания фотографий с карт в компьютер вам придется обзавестись отдельным устройством (см. статью "К вопросу о проявке пленки"), поскольку имеющийся в камере последовательный порт представляется чересчур медленным для передачи мегабайтных изображений в компьютер.

К обманутым ожиданиям тех, кто ожидал полноценную зеркальную камеру, следует отнести ручную фокусировку типа шкальной, а не зеркальной камеры. Представлялось бы удобным иметь что-то наподобие матового стекла или бипризмы Френеля для визуального контроля резкости изображения, причем резкости изображения во все время визирования, а не только в тот момент, когда вы частично нажали спусковую кнопку. Я согласен, что сложно сделать оптический видоискатель и одновременно воспроизводить изображение на ЖК экране, однако никаких технических проблем нет в том, чтобы фиксировать зеркало в верхнем положении и использовать как видоискатель ЖК экран. Тем более, что камера воспроизводит на этом экране изображение сразу после съемки, можно было бы реализовать и режим предварительной съемки, когда камера непрерывно производит съемку и отображает изображение на ЖК экране, не записывая его на карту памяти. При детальном рассмотрении выясняется что зеркало у камеры неподвижное, и камера только имитирует перекрывание видоискателя зеркалом – время, в течение которого объект не виден через видоискатель при съемке с выдержкой в 4 секунды, короче времени экспозиции и на первый взгляд, неотличимо от времени перекрывания видоискателя при съемке с выдержкой 1/100. Я тут недавно прочитал, что Olympus выпустил мыльницу (Olympus MJU-II 80 Panorama), у которой видоискатель затемняется во время срабатывания затвора, имитируя подъем зеркала, здесь, похоже, та же шутка. В общем, есть подозрение, что увеличение чувствительности, достигнутое за счет увеличение матрицы, полностью съедено полупрозрачным зеркалом.

По шумам эта камера тоже не из лидеров, а чувствительность красного канала в синей области у этой камеры явно больше, чем у других моделей аналогичного класса. В реальной жизни фотографии, сделанные этой камерой, смотрятся приемлемо, и вот для примера несколько фрагментов (для просмотра в натуральную велечину щелкните мышью):

Технические характеристики

Память Сменная 3.3 В SmartMedia (SSFDC) Карта (2, 4, 8, 16 и 32 Мб).
Компакт флэш.
Одна 8 Мб карта входит в комплект поставки камеры.
Количество сохраняемых кадров с 8Мб Смарт-медиа картой 1 (SHQ режим, без сжатия),
4 или больше (SHQ режим, сжатие),
13 или больше (HQ режим),
24 или больше (SQ режим, SXGA),
83 или больше (SQ режим, VGA).
Метод компрессии TIFF (без сжатия),
DCF/Exif 2.1 JPEG
ПЗС матрица 2/3 дюйма CCD solid-state image pickup, 2,5 миллиона пикселей всего (эффективно 2,3 миллиона пикселей).
Чувствительность матрицы Эквивалент ISO100, 200, 400
Запись изображения 1,712 x 1,368 пикселей (SHQ режим).
1,280 x 1,024 пикселей (SQ режим: SXGA).
640 x 512 или 1.024 x 768 пикселей (SQ режим); на выбор.
Баланс белого Полный автомат, 3000,3700,4000,4500,5500,6500 К, по белой карте..
Объектив Объектив Olympus, 9.2 - 28мм, F2.8 - 3.9, 7 элементов в 7 группах (эквивалентно объективу 36 110 мм 35мм камеры), включая 1 асферическую линзу.
Диафрагма WIDE: F2.8 - F5.6;
TELE: F3.9 - F7.8 (возможна ручная установка).
Замер экспозиции TTL центральновзвешенный или по 5% пятну изображения.
Управление экспозицией Автопрограммирование экспозиции (± 2 EV с 1/3 EV пошаговой компенсацией экспозиции).
Фокусировка TTL система автофокуса с красной подсветкой в темноте, быстрая фокусировка.
Диапазон фокусировки 2см - 60см (СуперМакрорежим) 30см - 60см (Макрорежим), 60см - бесконечность. ЖК-дисплей автоматически включается в макрорежиме.
Затвор 1/2- 1/10000(автоматический режим), 4- 1/10000сек. (ручная установка).
Видоискатель Оптический видоискатель реального изображения, ЖК-дисплей.
ЖК-дисплей 4.5см цветной TFT (HAST) ЖК-дисплей приблизительно 122,000 пикселей. Возможна регулировка яркости (сделан из низкотемературного поликремния).
Вспышка Встроенная вспышка.
Режимы Вспышки Авто, Уменьшение эффекта красных глаз, Выключена, Заполение, Внешняя.
Рабочий диапазон вспышки WIDE: 0.8 - 3.6 м,
TELE: 0.2 - 2.5 м (при ISO100).
Последовательный режим До 5 кадров.
Время перезаряда батарей Приблизительно 8 сек.
Таймер С 12 сек. задержкой.
Дистанционное управление С 2 сек. задержкой.
Поле дисплея Один кадр, Слайд-шоу, Множественный режим (4, 9 кадров).
Прямая печать (w/ P-300, P-150) (P-330; SM card I/F) Не доступна (только через ИК-порт с Р-330Е).
Выходные гнезда Гнездо адаптера переменного тока, Гнездо последовательного порта (RS-232C), Гнездо видеовыхода (PAL).
Климатические условия Температура: 0 - 40°C (съемка), -20 - 60°C (хранение).
Влажность: 30 - 90% (съемка), 10 - 90% (хранение).
Источник питания Основной источник питания: 4 x AA Никель-гидридных батареи / 4 x AA Литиевых батареи / 4 x AA алкалиновых батареи/ 4 x AA NiCd батареи. Дополнительно адаптер переменного тока.
Дата/Время/Календарь Одновременная запись в изображение. Автоматическая работа до 2030 года.
Источник питания календаря Встроенный конденсатор.
Размеры 109 x 79.5 x 128.2 мм.
Вес 480 г (без батарей и карты).

Камера предоставлена компанией Олди.

15.05.2000

Установите проигрыватель Flash

Облако тегов:
3D печать
Arduino
Raspberry Pi
Аэрофотосъемка
Байдарки
Геомеханика
История
Камеры
Макросъемка
Объективы
Освещение
Панорамы
Принадлежности
Принтеры
Программы
Сканеры
Стереосъемка
Фильтры
Фокусировка
Фотокубики
...
rss