Цифровая камера MINOX Leica M3Один аппарат позволяет сделать множество кадров. И некоторые фотографии, весьма вероятно, переживут и фотографа, и аппарат, которым они сделаны. Каждый из снимков фиксирует не только реальность, увиденную фотографом, но и несет в себе оттиск индивидуальности фотографа, камеры, объектива, пленки, с помощью которых он сделан. А за каждой камерой, объективом, пленкой тоже скрыты индивидуальные личности конструкторов и мастеров, их изготовивших. Знание истории иногда помогает лучше понять запечатленные события, а знание личности – лучше понять замысел. Часто, рассматривая изделия древних ремесленников, мы поражаемся не только самим изделиям, но и задаемся вопросом, а как же им удалось этого достичь? О многих предметах материальной культуры прошлого, не дошедших до нас, мы судим сегодня по рисункам, макетам и даже игрушечным моделям. Наверное, трудно представить себе название камеры, которая вызывала бы столько исторических ассоциаций, как рассматриваемая сегодня модель. Ассоциации, вызываемые этой камерой, дают повод вспомнить о двух, возможно, самых ярких и известных конструкторах аппаратов за последние сто лет. И о созданных ими камерах, которые, вероятно, были самыми копируемыми в прошлом веке. Поэтому символично, что о них нам напоминает цифровой макет их легендарной продукции. Как и многие греческие скульптуры известны нам по римским копиям, так и данная модель создана далеко от места рождения оригинала. Как выглядит пленочная камера, возможно, скоро будут знать только профессионалы, и легендарные названия будут связывать только с фирмами, продукция которых уже имеет мало общего с первыми аппаратами, в чьи названия авторы пытались вложить определенный смысл. Полвека назад они вызывали вполне определенные ассоциации, сегодня же их стоит расшифровать. Leica, 1924. Выпуск первой, а точнее 0-серии камеры (Null-Serie, 0-series). История – всегда служанка идеологии, даже история техники. Любая цепочка фактов никогда не может быть полной. И выстроить, и трактовать ее можно по-разному. Вместе с камерой мне дали роскошное подарочное издание «MINOX Classic Camera Collection», посвященное истории фирм MINOX и Leica и попытке увековечить еще в коллекционных пленочных миниатюрных камерах историю фототехники ХХ века. Несколько слов о конструкторах, очередным памятником которым и является рассматриваемая модель. А памятников много. Именами Оскара Барнака и Вальтера Заппа названы улицы (Walter-Zapp Str.; Oscar-Barnack Str.). И все же главным памятником им являются созданные ими камеры и их многочисленные копии, клоны и макеты. История, в отличие от физического эксперимента, иногда помимо нашей воли повторяется, но часто с непредсказуемым результатом. Изложение же истории всегда субъективно. Ниже я изложу именно свой взгляд на историю Leica. А существенно более полную и официальную читайте на сайте www.leica-russia.ru/history.htm. Оскар Барнак (1879-1936) начинал в конструкторском бюро Carl Zeiss. Еще за 16 лет до того, как фирма преобразовалась в компанию Zeiss Ikon. В далеком 1910 году фирма решила, что платить медицинскую страховку сотруднику, проработавшему у них всего три месяца, чересчур жирно, и Оскар Барнак уволился из Zeiss. Возможно, что лозунг «кадры решают все», фирма усвоила не очень твердо, и это, в конце концов, и привело к тому, что аппараты Contax (торговая марка, принадлежавшая Zeiss-Ikon) выпускаются сегодня в стране Восходящего солнца; а в Германии у фирмы появился мощный конкурент, который, в отличие от Zeiss, выпускает фотоаппараты в Германии до настоящего времени. 1 января 1911 года Оскар Барнак поступил на работу в фирму Leitz (фирма “Optisches Institut Ernst Leitz», созданная инженером-оптиком Эрнстом Лейтцем I в 1869 г), на которой проработал до своей смерти. В первые же два года работы на фирме Лейтца была создана «Ur-Leica”, перевернувшая историю фотографии. Вероятно, именно ей мы обязаны массовым использованием кинопленки, а также очень многими элементами, сохранившимися в современных камерах. Но сам переворот – отнюдь не следствие гениальной конструкторской разработки, а следствие серии случайностей, а, возможно, гениального предвидения и менеджмента Эрнеста Лейтца. Камера была разработана для получения пробных экспозиций и контроля качества кинопленки. Для этой простой задачи она была чересчур сложной. Можно предположить, что, воспользовавшись подвернувшимся техническим заданием, Оскар Барнак реализовал свою фантазию. Это была отнюдь не первая камера, снимавшая на кинопленку (первая, как считают, была изготовлена в 1908 году фирмой Lleo & Omens), были и другие, но популярностью они не пользовались. Прототипы Leica активно использовались до 1924 года, однако консультанты категорически не рекомендовали начинать ее производство. В 1924 году, когда фирма Лейтца, в основном занимавшаяся производством микроскопов, оказалась на грани разорения, Эрнест Лейтц II (сын основателя фирмы) вопреки всем советам принял волевое решение начать производство камеры. В 1925 году было выпущено всего около 850 камер. Прежде чем стать эталоном и достичь в 1938 году выпуска 44000 камер в год, камера претерпела ряд изменений. В 1930 году появились сменные объективы. В 1931 году сменные объективы стали стандартными с резьбой М39 и базовым отрезком 28,8 (до этого каждый объектив индивидуально подгонялся к каждой отдельно взятой камере). В 1932 году на камеру был установлен сопряженный дальномер. И появилась кассета для зарядки пленки в аппарат на свету. Годом позже для научных исследований был выпущен даже зеркальный видоискатель, помещавшийся между объективом и камерой. К олимпиаде 1936 года были сделаны 200 и 400 мм объективы. Камера стала поистине системной, поскольку она была пригодна для решения большинства научных и фотографических задач. Проводя историческую аналогию, замечу, что появившимся в том же году зеркалкам тоже понадобилась мировая война и 20 лет, чтобы добиться признания и популярности. Кстати, триумф зеркалок в 60 годах обусловлен не конструктивными преимуществами ( с моей точки зрения, до появления оптики с переменным фокусным расстоянием они были не более функциональны. чем система дальномерных камер со сменными, в том числе и зеркальными, видоискателями), а маркетинговой политикой фирмы Nikon. Главное, что делало конструкцию Оскара Барнака столь популярной, это высокое качество сборки, реализованной на заводах Лейтца. Поэтому точные копии типа ФЭД оказались все же хуже оригинала. Девиз фирмы: маленькие негативы – большие увеличения. Однако не надо идеализировать. Изначально Оскар Барнак и Макс Берек (конструктор первых объективов) рассчитывали, что 13х18 см станет самым жестким тестом для разрабатываемой системы. По сегодняшним меркам это 2 Мп камера с размером кадра 1800х1300 пикселей, т.е. наш цифровой макет потенциально способен с ней конкурировать. Корпус первых камер не был рассчитан на тяжелые объективы. Легкий корпус не был достаточно жестким, чтобы обеспечить необходимую точность расстояния от объектива до пленки и строгую перпендикулярность его оптической оси поверхности пленки. И только с появлением камеры М3 в 1954 году эта проблема была практически решена. Можно сказать, что камера стала венцом эволюции. Последующие камеры, конечно, не были хуже, но принципиально нового в пленочную фотографию они уже не внесли. Замечу, что цифра 3 - это не порядковый номер камеры, а констатация того факта, что камера рассчитана для работы с тремя объективами: 50, 90 и 135 мм. Границы кадров для этих объективов были отражены в видоискателе. M2 появилась позже, в 1957 году. И вот, электронную копию камеры Leica M3 мы и рассматриваем в данной статье. На самом деле это копия копии. В 1995 году была выпушена пленочная 16 мм камера Leica mini3, история появления которой тесно связана с другой легендой фототехники - фирмой Minox, и еще одним великим конструктором - Вальтером Заппом.. Вальтер Запп родился в Риге в 1905 г и уже во время фотоучебы стал мечтать, как бы сделать камеры маленькими. Когда Запп начал работать над изобретением камеры, Лейка уже существовала. Переход со специальной 60 мм фотопленки на 35 мм кинопленку уже произошел. Следующий логичный шаг - воспользоваться 16 мм кинопленкой. Фотопленка меряется на кадры, а кинопленка на метры. Это массовый продукт, но взаимное влияние фото и кино - это история единства и борьбы противоположностей. Кино не нужно высокое разрешение, но нужна высокая чувствительность для съемки в павильонах при искусственном освещении. Фотографы, снимающие Лейкой, были неприятно поражены качеством снимков, когда в 1939 году появилась высокочувствительная пленка с крупным зерном. Решение было найдено (Paul Wolff) - переэкспозиция и недопроявка, но у фотографов снова появился свой собственный взгляд на пленку. Перфорация жизненно необходима кинопленке, и когда возникла потребность в высококачественных фильмах для больших экранов из 60 мм фотопленки, родилась 70 мм перфорированная кинопленка, а вот в миниатюрных камерах перфорация за ненадобностью и чтобы увеличить площадь кадра была утрачена. Попытка перейти на унифицированный патрон-пленку очередной раз провалилась, и с некоторым опозданием индустрия фотоматериалов от унификации перешла к специализации. В 1972 году Kodak выпустил специализированную фотопленку тип 110, и это, в свою очередь, породило массовое производство аппаратов. Но наша история о конструкторах аппаратов, а не о разработчиках пленки, о тех, кто убедил гигантскую индустрию совершить крутой поворот с наезженной колеи, а не шел у нее на поводу. Пленочный фотограф может сам выбрать пленку, но он зависит от ее доступности, в цифровых камерах конструктор может ориентироваться на конкретную матрицу и добиться лучшего баланса, но увы, не всегда это делает, а возможности заменить матрицу у фотографа пока нет :-(. В цифровой фотографии имена конструкторов неизвестны, не уверен я и в преемственности инженерных школ, хотя у миниатюрных пленочных и цифровых камер очень много общего. Возможно, поэтому нет и революций в конструкции, а ведущую роль играет эволюция технологии производства отдельных элементов. У меня нет истинных снимков, сделанных камерами Minox, поэтому, чтобы можно было представить размер кадра, привожу сканы пленки, снятой клонами, в сравнении с 35 мм пленкой. Слева направо: 24х36 на 35 мм кинопленке; кадр 13х17 мм, сделанный на пленку тип110 камерой Киев 30 и кадр 10х14 на 16 мм кинопленке, сделанный аппаратом Киев-Вега. Кадр истиной камеры Minox еще меньше - всего 8х11 мм а у Ur-Minox совсем маленький - 6,5х9 мм. Таким образом, размер кадра прототипа совпадает с размерами современной матрицы тип 2/3" ( 6,6х8,8 мм). Дальнейшая миниатюризация потребовала нестандартных решений, но началось все с деревянной модели, которая определила желаемый размер камеры, а уж потом решалось, как максимально использовать плюсы короткофокусных объективов - большая глубина резкости сделала ненужным дальномер, а для точного определения дистанции при макросъемке использовался ремешок для переноски камеры. Чтобы добиться расчетного 10-кратного увеличения не только разработали специальную оптику, но и упростили ее задачу, слегка изогнув пленку в модели 15мм f/3,5 MINOX "Complan". Но при всей гениальности технических решений камера не стала бы массовой и широко копируемой без менеджеров, которым удалось организовать ее выпуск. В бурные 30е и 40е годы, когда власть менялась с калейдоскопической быстротой главной заинтересованной стороной в подобной камере оказался не мирный обыватель, о котором мечтал конструктор, а массово востребованные в это смутное время шпионы. Основные этапы бурного пути: 16 августа 1932 - Ричард Юргенс (Richard Jurgens) и Вальтер Запп создали компанию. У Заппа были идеи, у Юргенса – капитал. Вначале Запп не тратил время на мечту о своей камере, а разрабатывал другие проекты, в частности, камеру среднего формата. 1934 - деревянная модель размером 12,5х28х7,5 мм, которая помещалась в кармане
пальто - "мерка". О том, что будет внутри, пока ничего не известно.
Надо решать, какие особенности наиболее важны для будущей камеры: короткое фокусное
расстояние линзы и очень большая глубина резкости маленькой линзы делает необязательным
механизм фокусировки. Можно контролировать экспозицию скоростью затвора. Или
может быть, лучше использовать фиксированную скорость затвора и контролировать
экспозицию апертурой? Все это надо было подогнать по мерке к деревянной модели.
Было очень трудно найти нужную оптику, так как в Латвии ее не производили. Карл Индус (Karl Indus), сделал опытные объективы, но они не подошли, т.к. не всю специфику учли. Тогда профессор Шульц (Shulz) из Вены разработал нужные линзы, а Карл Индус их изготовил. Производство механических деталей тоже было проблематичным, т.к. не было точного механического производства и специалистов. Работали на стороне, примитивными методами и долго. 1936 - "Ur-Minox", т.е. первый прототип, был завершен, и были сняты первые кадры. Были большие финансовые трудности, Юргенс вложил последние деньги. Но теперь, когда функционирующий прототип был готов, никто не хотел запускать серийное производство такой необычной камеры. AFGA , крупнейшее в Европе фотографическое производство того времени, отклонило предложение. В конце концов, на переговоры согласилась компания VEF (Рига, Латвия), которая специализировалась на радио и электрическом оборудовании, встреча состоялась 7 сентября 1936. Генеральный менеджер Витольс ( Vitols ) и его менеджеры ознакомились с камерой, спросили, действительно ли ей сделаны снимки 13х18 см, проконтролировали, заставили показать, как она работает. Через полчаса после получения результатов было подписано предварительное соглашение. Формальная дата официального соглашения – 6 октября 1936. Но, как всегда, одно дело изобретение, а другое – серийное производство. Пришлось решать много проблем, некоторые решения пошли на пользу камере. Так, исходный кадр 6,5х9 мм пришлось увеличить до 8х11 мм, не изменив фактически размеры камеры. Из-за этого, казалось, маленького изменения, площадь негатива увеличилась на 50% , в результате возросла четкость и детальность изображения. Длительная выдержка выросла с 1/5 с до 1/2 с. Когда регистрировали имя MINOX, выдвинула возражение Zeiss Ikon AG , т.к. у нее был кинопроектор – KINOX . Если бы было имя MINAX , то могли придраться из-за названий Contax и Tenax . Поэтому нашли иной компромисс: « VEF - MINOX », по имени производителя, и все остались довольны. 12 апреля 1938 первые экземпляры продукции поступили на рынок Латвии. У публики, совершенно не подготовленной к таким камерам, они вызвали недоумение и смех. Зачем электрическая фирма за это взялась? Камеру с нестандартными размерами и непривычным дизайном приняли в штыки. Это никому не нужно, считали в Латвии. Поговорка "нет пророка в своем отечестве" подошла к этой истории. Реакция в других странах была значительно лучше. Камеру покупали. Одними из первых покупателей стали дипломатические службы. Видимо, камера MINOX стала самым первым шпионским аппаратом. Запп никогда не предполагал такого применения, но сейчас оказалось, что она очень для этого подходит. Был создан "сегмент рынка", который принес камере большой успех. Но одно такое применение не могло быть достаточным для того, чтобы обеспечить работу фабрике. Ее стали рекламировать и продавать в США, Швейцарии и других странах. Перед началом Второй мировой войны было выпущено 17000 камер. В 1940 в Советский Союз вошли прибалтийские республики ( в вышеупомянутой книге дана другая трактовка этих событий: "Советские войска оккупировали территорию Балтийских государств, в том числе Ригу и фабрику VEF", но, как известно, можно трактовать и Октябрьскую революцию как спецоперацию латышских стрелков по изменению государственного строя в России). Однако производство камер продолжалось. До того - на камерах было выгравировано " Latvia , Pat . App ." Или " Latvia. Pat .", а после – " Made in USSR ", камер с последней гравировкой было выпущено примерно 5000 (по другим источникам – 2000), и сейчас это большая редкость. Для Заппа ситуация стала критической: он был «переведен» в исследовательский институт в Советском Союзе. В марте 1941 он попытался сбежать на запад с деревянной моделью Ур-Минокс и Рига Минокс в кармане. После того, как немецкие войска заняли Ригу, VEF была приписана к немецкой компании AEG . Таким образом, Запп тоже автоматически оказался в исследовательском институте AEG в Берлине. Там он работал над разработкой электронного микроскопа, пока не кончилась война. С окончанием войны и разделом Германии на 4 зоны оккупации все резко изменилось.
Приказы и декреты оккупационных сил имели силу закона. Один из таких декретов
предписывал сдать все ценности, включая фотоаппараты. Непослушание каралось
смертью. Мир мог сыграть более разрушительную роль в истории камеры, чем война.
В сентябре 1945 Запп приехал в Вецлар, где уже Ричард Юрнгерс, нашел работу в Компании Лейтца и они вместе создали компанию " MINOX GmbH Wetzlar ". Через год работы послевоенный прототип был готов и настало время думать о серийном выпуске. Minox CmbH нужны фонды. Надо было искать партнеров. Пороки всегда двигали технический прогресс вперед и необходимый капитал дали производители сигар R & C , Rinn and Cloos , которые располагались в городке Хойхельхайм (Heuchelheim) вблизи Гисена (Giessen). Они думали о расширении ассортимента, поскольку производство сигар терпело кризис. В результате, было достигнуто соглашение, и к концу 1948 MINOX перебрался на новое место и начал производство. Но было и много трудностей, и через два года Запп ушел из компании. Тем не менее, камера MINOX имела успех. В 1951 в компании было уже 180 служащих, к 1955 – 500. Из истории фирмы без Заппа отмечу только: В 1958 была выпущена новая модель MINOX B со встроенным сопряженным селеновым экспонометром. Она производилась 14 лет, став абсолютным бестселером Минокса. В 1968 Минокс выпустил модель МИНОКС С, с автоматическим электронным контролем экспозиции. В 1974 Минокс пошел на компромисс и разработал MINOX 110 S пленку в кассетах тип 110 с форматом 13х17 мм. 1 января 1989 начался процесс по банкротству и назначены новые администраторы. Они смогли сохранить компанию и восстановили контакты с Заппом, который стал снова работать в компании в 1989. В 1996 Leica стала 100% владельцем MINOX. В 2000 Minox приобрел относительную самостоятельность, у Leica осталось 49% акций. Цифровой потомок великих предков.Теперь подробнее о самой цифровой камере. Спереди это вылитый, хотя и уменьшенный оригинал. Но не обольщайтесь, хотя все крутится, функциональную нагрузку несет только спусковая кнопка и рычаг выбора дистанции. В остальном камера - полный автомат. Объектив короткофокусный, и маркировки двух дистанций, бесконечность и 1 м, вполне достаточно для получения резких кадров. Размер 2 Мп КМОП (маркировка 3,0 относится к интерполированным кадрам) матрицы меньше даже пленочной миниатюрной модели с размером кадра 11х8 мм и, вероятно, поэтому объектив Minoctar 9,6 мм/f:2,8 сделан более сложным: 5 против 3 элементов в объективе Minostar 15/f:5,6, установленном в пленочном макете. Все управление осуществляется кнопкой на задней панели методом перебора режимов, индицируемых на ЖКИ в виде двухзначного кода. Память только встроенная, ее хватает примерно на одну пленку (40 кадров с наивысшим разрешением). С компьютером аппарат общается через USB и, кроме передачи снятых кадров, макет можно использовать как веб камеру. Возможно, это самое интересное применение, поскольку, если вам нужна эта функция, то камера, безусловно, украсит ваш стол. К камере может крепиться специальная вспышка, аналогичная используемой с пленочным макетом MINOX Leica M3. Питание камеры и вспышки независимое и осуществляется от разных элементов питания: CR-2 - камера, AA - вспышка.
Крепление осуществляется к штативному гнезду, которое имеет не фотографическую дюймовую, а стандартную метрическую резьбу М5, что, возможно, и более удобно для крепления к столу в режиме веб камеры.
В режиме аппарата камера снимает вполне прилично, хотя я сомневаюсь, что кто-нибудь будет ее постоянно носить с собой и использовать по прямому назначению. Как я уже писал, Лейка рассчитывалась на отпечатки 13х18 см, что вполне достижимо и для 2 Мп цифровых камер, но если оригинал позволял получить и большее при определенном мастерстве, то удел этой камеры 10 х15, и при всем желании качества 2Мп Canon A60 из нее не выжать. Упаковка в деревянный ящик, возможно, и привычна коллекционерам оптических приборов, но для цифровых камер это большая редкость, во всяком случае я встречаюсь с этим впервые. Поэтому присуждаем камере приз Excellent Package, хотя, если вы хотите действительно роскошной комплектации, стоит прикупить поставляемые дополнительно аксессуары. Продолжение в статье "Коллекционные камеры".
Камера предоставлена фирмой ТЕЛЕ-СЕРВИС
МС
11.09.2004
Установите проигрыватель Flash
|
Облако тегов:
...
|