Коллекционные камеры

Коллекционные камеры
McKeowns

Откуда берутся коллекционеры, я сказать не берусь. Вероятно,  изначально, как и Плюшкину, - жалко выкидывать. А по прошествии многих лет оказывается, что вещи представляют, если не практическую, то историческую ценность и вполне могут стать основой коллекции.  Деятельность коллекционера сродни работе музейного сотрудника, разница только в том, что первый платит за все сам, а второму платят зарплату. Настоящая коллекция не ограничивается случайно уцелевшими старыми образцами, их упорядочиванием и реставрацией. Страстный коллекционер начинает вкладывать деньги в расширение своей коллекции. Коллекционируют все, что угодно, в том числе и фотоаппараты, и сегодня индустрия, работающая на таких коллекционеров, имеет весьма значительные обороты, она издает каталоги типа "McKeowns price guide to antique & classic Cameras", проводит аукционы и выпускает специальные коллекционные камеры для пополнения коллекций. Это могут быть новоделы исторических камер, аппараты, чьи корпуса украшены ювелирной отделкой, или миниатюрные макеты.

Задача миниатюрных моделей камер – напомнить об известных аппаратах и их конструкторах и при этом сэкономить место на полке. Хотя в специализированных каталогах все эти камеры и их прототипы представлены весьма полно и с неплохими фотографиями, мне кажется важным познакомить с этими моделями сетевую аудиторию. Весьма возможно, что увидеть живьем эти аппараты уже не удастся, поскольку их время уходит. Разрабатывая новые камеры неплохо представить, что делалось раньше, а когда подержать в руках не представляется возможным, становятся ценными фотографии, сделанные в различных ракурсах. Поэтому я считаю самым важным в этом материале фотографии, снятые, возможно, в другом ракурсе, чем в доступной литературе.

В данной статье рассматриваются  действующие модели, снимающие как на цифровые носители, так и на 9,5 мм пленку Minox. Однако, у истоков всех рассматриваемых макетов стоит японская фабрика игрушек MegaHouse, которая в 1999 году организовала выпуск миниатюрных моделей легендарных камер. В 2002 году она прекратила выпуск, но на ее базе организовалась новая компания Sharon. Эта фирма и сегодня выпускает камеры, которые продаются под марками Minox и Rollei. Rollei заинтересовался только макетом своей камеры, а Minox всеми остальными. Это было вполне логично, поскольку они снимают на его пленку, а большую часть миниатюрных моделей составляют камеры Leica, которая владеет значительным пакетом акций Minox.

Следует заметить, что цифровые макеты под своей маркой фирма не продавала, но уж больно похожи корпуса у пленочных и цифровых камер.

Пленочные камеры в моем обзоре представлены моделями Leica, Contax, Hasselblad. Вообще вся серия пленочных макетов использует 9,5 мм пленку Minox и объектив с фокусным расстоянием 15 мм (F:5,6) и единственной выдержкой в 1/250 с. Реально они различается только внешним видом. Чтобы представить масштаб приведу снимки кассет и пленок оригинальных моделей и их макетов. Для полноты картины все разложено на кассете для фотопластинок 13х18 см от дорожной камеры.

пленка
1 - пленка для среднеформатных камер тип 120, 2 - 35 мм кинопленка, 3 - 9,5 миллиметровая неперфорированная пленка для камер Minox, 4 - 16 мм неперфорированная пленка тип 110.

Размер кадра на 9 мм пленке 8х11 мм близок к размеру матрицы тип 2/3" - 8,8 х 6,6 мм, причем не у простеньких моделей, а у самых лучших на сегодняшний день незеркальных цифровых камер. Поэтому появился еще раз повод сравнить пленку с цифрой. Для сравнения мы, кроме упомянутых макетов, решили использовать еще одну камеру Minox TLX 1998 года, коллекционность которой заключается исключительно в отделке корпуса. Сама же камера – точная копия модели LX 1978 года, являющейся лучшей пленочной камерой в своем классе, при этом по своим габаритам прекрасно вписывающейся в коллекцию миниатюрных моделей.

Об истории фирмы Minox я уже писал в статье, посвященной миниатюрной цифровой камере Minox Leica M3. Здесь только еще раз замечу,  что фирма установила своеобразный рекорд, просуществовав более 60 лет с камерами, рассчитанными на пленку 9,5 мм ширины, которые не поддерживались практически никем, кроме нее.

Цели, которые преследуют коллекционеры, вероятно, весьма многообразны. Однако вне зависимости от этих целей любая техническая коллекция  позволяет напомнить потомкам об удачных технических решениях прошлого.  Поэтому, чтобы подтвердить этот тезис, начну с самой неудачной в этом плане модели.

Rolleiflex MiniDigi ( Rolleiflex F)

В 1920 году Пауль Франке (Paul Franke) и Рейнхольд Хейдеке (Reinhold Heidecke) основывают мастерскую "Franke&Heidecke". Первой продукцией были стереокамеры Rolleidoscop , потом появилась двухобъективная зеркалка Rolleiflex (1928 г. - прототипов, 1929 - серийное производство), которая стала лицом камеры и предметом многочисленных подражаний. Макет сделан с Rolleiflex F, выпускавшейся с 1960 по 1981 г. Его потомок Rolleiflex 2.8 FX выпускается и поныне.

Rolleiflex MiniDigi
Rolleiflex MiniDigi
Rolleiflex MiniDigi
Rolleiflex MiniDigi

Почему неудачной? Потому что, кроме внешнего вида, модель ничем не напоминает оригинал. Взяв  руки работающую цифровую камеру, вы не сможете даже отдаленно представить, какие ощущения испытывал фотограф, работая с оригиналом. Прототип представляет собой двухобъективную зеркальную камеру с форматом кадра 6х6 см.

Rolleiflex MiniDigi
В этот раз на фотографии не копии, а конкуренты оригинала.

Формат 6х6 см удобен тем, что из его всегда можно вырезать прямоугольную фотографию, как с портретной, так и с ландшафтной ориентацией, и поэтому нет необходимости поворачивать на 90 градусов камеру при съемке. В модели присутствует один объектив. Второй объектив является муляжом. В видоискателе вместо матового стекла установлен ЖК экран.  Любопытно, что, хотя записываемое изображение имеет квадратный формат, матрица в видоискателе и дырка спортивного видоискателя прямоугольные.    Спортивный видоискатель - это два отверстия в шахте видоискателя; смотря через одно, мы видим изображение, ограниченное второй дыркой, вырезанной в стенках шахты. Это внешнее отличие сразу бросается в глаза и становится непонятным, какую же камеру пытались скопировать. Вероятно, и эта цифровая камера унаследовала корпус пленочного макета Rolleiflex 2.8F Mini, снимавшего на пленку Minox с прямоугольным кадром 8х11 мм. Таким образом, это копия с копии :-)

Rolleiflex MiniDigi
Rolleiflex MiniDigi

Можно предположить, что в камере используется прямоугольная ЖК матрица, и вначале собирались использовать полностью ее площадь. Но потом передумали. Однако видоискатель уже переделывать не стали, а жаль. Для того, чтобы создать ощущение, возникающее при съемке двухобъективной зеркальной камерой, надо было использовать квадратный ЖК экран и изображение на нем сделать зеркально отраженным. Тогда хотя бы можно было бы почувствовать, каково это – наводиться на объект подобной камерой.

Камера использует 2 Мп КМОП матрицу и записывает снимки на карты памяти SD или MMC. Размер кадра 1760х1760 пикселей. Объектив: F=8,5 мм, F:2,8. Связь с компьютером не предусмотрена. Снимки, сделанные камерой, можно посмотреть в заключительной части этой статьи.

Hasselblad SWC

Шведская компания, основанная в 1841 году. Фотографией занялась в 1887 году. С 1941 года занималась выпуском аэрофотоаппаратов. Реальная известность и слава пришла к компании в 1948 году вместе с выпуском камеры Hasselblad 1600F. Это была первая зеркальная камера на формат 6х6 см со съемным магазином (по терминологии завода Арсенал - кассета, на жаргоне иногда называют задником) с пленкой.

Еще одна уменьшенная копия среднеформатной камеры Hasselblad SWC, выпускавшейся с 1959 - 80 годы. Оригинал снимает на пленку тип 120 с размером кадра 6х6 см. В миниатюрную модель  можно было бы уместить и 35 мм пленку, однако в ней, как и в остальных моделях, используется 9,5 мм пленка Minoxи и объектив с фокусным расстоянием в 15 мм, как и у остальных макетов. Оригинал интересен тем, что камера представляет собой широкоугольный объектив экстра класса Zeiss Biogon f:4,5/38 мм со встроенным центральным затвором и пристыкованную почти вплотную кассету с пленкой. Рабочий отрезок объектива не позволяет его использовать со стандартными камерами, у которых между объективом и кассетой расположен зеркальный видоискатель и затвор, потому при смене объектива от стандартной камеры остается только стандартная кассета и добавляется короткая секция со спусковой кнопкой, на которую сверху устанавливается видоискатель. Особенность видоискателя в том, что он позволяет видеть кроме объекта еще и установленный на корпусе камеры уровень (ватерпас).

Hasselblad SWC
Hasselblad SWC
Hasselblad SWC
Для сравнения приведена еще одна копия от завода Арсенал, но уже в натуральную величину.

Leica

Об истории и цифровой модели камеры читайте в предыдущей статье.

Камеры Leica более точно имитируют оригинал,  хотя функционально существенно проще – всего одна выдержка, постоянная диафрагма, нет дальномера и отсутствует наводка на резкость. Причем интересно, что в цифровой камере, которая на этот раз была у меня на тестировании, в отличие от одноименной камеры, описанной ранее, отсутствовала даже шкала дистанций на объективе.

Leica
Leica
Справа - цифровой, слева - пленочный макет камеры Leica M3.
Leica
Leica
Для сравнения масштабов рядом с макетом Leica If приведен Зоркий 2. Почему именно он, полагаю - ясно :-) Зоркий - копия ФЭД, а последний точная копия Лейки.

Contax I

Zeissмикроскоп

Родословная этой камеры восходит к началу 19 века. Вероятно, самая родовитая из ныне существующих торговых марок. Впрочем, сколько в сегодняшних камерах осталось королевской крови, я судить не берусь. Первый Contax появился в Германии в 1932 году. Производила его фирма Zeiss Ikon AG. А сам Zeiss ведет свою историю с 1846 года. В начале были увеличительные стекла и микроскопы для университета в Йене (Jena), потом в 1890 объективы для фотоаппаратов и наконец, в 1926 были созданы дочерние фирмы Contessa-Nettel и Ernemann and Goerz, позднее объединившиеся в Zeiss Ikon AG. Таким образом, уже через год, когда Leica пожинала первые плоды успеха камеры Оскара Барнака, у нее появился серьезный конкурент.

В фирме работали Эрнст Карл Аббе (Ernst Karl Abbe), заложивший основы расчета объективов, Отто Шотт (Otto Schott), сваривший около 100 новых типов оптического стекла, Поль Рудольф (Paul Rudolph), создавший 1890 году Протар ( Protar), а затем 1896 году и легендарный Планар (Planar), решивший проблему сферических аберраций и астигматизма, и наконец, в 1902 году Тессар ( Carl Zeiss Tessar). С объективами, построенными по его схеме (4 элемента в 3х группах), наверняка встречался каждый (у нас объективы с этой оптической схемой назывались Индустар). После войны часть заводов переехала в Киев, часть осталась в ГДР. Послевоенная история отмечена прекрасными зеркальными камерами Contarex, и продолжилось движение на восток, но теперь в Японию. В 1975 Zeiss Ikon объединился с Yashica под крылом KYOCERA и выпускает Contax RTS.

Contarex

В последний период было создано несколько прекрасных зеркальных камер, но особо хочется отметить Contax AX - камеру с фокусировкой, осуществляемой перемещением пленки.

Макет Contax I воспроизводит, камеру выпускавшуюся в 1932 - 1936 годах. Он выглядит, по сравнению с макетами Leica,  пластмассовой игрушкой, однако имея одинаковый с другими макетами объектив, снимает не хуже их. 

Contax I
Contax I
Для сравнения приведен Киев IIIА 1956 года выпуска. Практически это точная копия Contax III 1936 года.
У него общие предки с оригиналом, а возможно, и станки.

Minox TLX

Ну вот, собственно, после этого  исторического экскурса, перейдем к сравнению возможностей пленочной  и цифровой камеры. Еще раз отмечу, что пленочную камеру мы берем лучшую в своем классе – Minox TLX, стоимостью чуть менее 1000 $, в конструкции которой реализовано много замечательных находок, которые могут быть интересны, а в общем, уже и используются производителями цифровых камер.

Minox TLX
Minox TLX
Камера в открытом для зарядки пленки и элементов питания виде.
Minox TLX
Камера в закрытом состоянии рядом с переходным адаптером для крепления вспышки.

Камера имеет объектив с фокусным расстоянием 15 мм и постоянной диафрагмой F/3,5, в случае необходимости ограничение светового потока осуществляется 4-кратным нейтральным фильтром, встроенным в корпус камеры. Когда он выдвигается, в видоискателе появляется красный флажок, напоминающий об этом. Поскольку камера задумана как шпионская, фокусировка может осуществляться от 20 см до бесконечности.

Minox TLX
Виден красный флажок и наполовину выдвинутый фильтр перед объективом.

Точная фокусировка при малых дистанциях облегчается узлами на ремешке камеры. Они расположены в соответствии со шкалой дистанций. Зажав одной рукой узелок и приложив его к объекту, вы обеспечиваете точную фокусировку. Компенсация параллакса осуществляется подвижной рамкой в видоискателе, которая  сопряжена с колесом выбора шкалы дистанций.

Minox TLX
Футляр позволяет снимать, не вынимая из него камеру, типичное решение для пленочных камер, к сожалению, почти забытое в цифровую эпоху. Цепочка надежно привязывает камеру к хозяину и позволяет очень точно наводиться на резкость при макросъемке.

Перемотка пленки и взвод затвора осуществляются растяжением камеры. Камера имеет шторный предлинзовый затвор, обеспечивающий отработку выдержек до 1/2000 с в ручном режиме. А также автоматический режим отработки выдержки, управляемый встроенным в камеру экспонометром. Это единственная камера, которую я видел, которая способна автоматически отрабатывать экспозицию при работе с магниевой лампой-вспышкой. Учитывая  это, кажется странным, что в комплекте с камерой идет электронная неавтоматическая вспышка. Поскольку диафрагма у камеры постоянная и есть только один фильтр, оказывается, что для пленки каждой чувствительности существуют всего две дистанции, на которых можно производить съемку. Проблемы не было бы, если бы снабдить камеры электронной вспышкой с автоматическим изменением энергии импульса в зависимости от расстояния до объекта. Minox выпускал такие вспышки, и  сегодня их стоимость очень мало отличается от неавтоматических, но, вероятно, комплектация камеры сложилась лет двадцать назад, когда разница в цене между автоматическими и неавтоматическими вспышками была существенна. Впрочем, камера имеет стандартный синхроконтакт, и вы можете подключить к ней любую автоматическую вспышку другого производителя. Самое обидное, что в комплекте с камерой нет адаптера для магниевых вспышек, которые у меня еще сохранились, но попробовать, как они работают с этой камерой, так и не удалось. Для тех, кто никогда не видел, привожу фотографию магниевой вспышки. Она представляет собой пластмассовый кубик, в который вставлены четыре стеклянных колбы, заполненных магниевыми стружками в атмосфере кислорода.

Minox TLX
Сверху на электронной вспышке лежит кубик с четырьмя магниевыми вспышками.

Переходим к полевым  испытаниям камер. Использовалась черно-белая пленка чувствительностью 25, 100  и 400 единиц ISO. Для проявки пленки пришлось слегка модернизировать стандартный советский бачок, подпилив спирали, чтобы расстояние между ними было не 16, а 9,5 мм.

бачок

Возможно и другое решение, которое предложил Сергей Щербаков, но об этом читайте в его собственной статье. Сканировать такую пленку с необходимым качеством весьма сложно и требует очень дорогостоящего сканера,  поэтому я просто переснимал негатив с помощью цифровой 6 Мп камеры Canon D60 с объективом Индустар 61 ЛЗ. И вот что у меня получилось.

Canon D60
Все равно лучше один раз увидеть, чем десять раз прочитать, поэтому для желающих повторить конструкцию привожу еще и вид на установку сверху.
Canon D60

Большинство цифровых аппаратов имеют минимальную чувствительность 100 ISO, поэтому заряжаем пленку 100 ISO, снимаем миру и переснимаем негатив 6 Мп камерой Canon D60.

мира

Получаем круг нерезкости радиусом 120 пикселей. Это в 3 раза больше, чем при съемке миры аппаратом Canon D60 с объективом Индустар 61, которым производилась пересъемка. Уменьшаем в 3 раза, т.е приводим к снимку, сделанному 0,66 Мп камерой, и сравниваем:

мира
мира
Canon D60
Minox TLX
При верстке изображение увеличено в 2 раза.

Получаем практически идентичное разрешение, но существенно разный контраст. Конечно, при большом желании на снимке, сделанном камерой Minox, можно идентифицировать штрихи и там, где у цифровой камеры сплошной муар, не позволяющий понять, где штрих, а где артефакт матрицы, однако вне круга у Canon абсолютно четкие штрихи, а зерно пленки так портит восприятие, что про пороки сжатия в JPEG говорить становится неприлично. Итак, кадр 8х11 имеет площадь 88 мм2, стандартный кадр 24 х 36 = 864 мм 2, т.е. в 10 раз меньше. В результате мы имеем, что при чувствительности 100 ISO количество деталей на пленке и на снимке 7 Мп камерой одинаково, а визуально результат, полученный с помощью цифровой камеры, смотрится лучше.

Попытаемся переснять страницу A5 с текстом на пленку 100 ISO камерой Minox TLX:

Миниатюра
Фрагмент
фото
фото

Да, прочитать можно, но не более; распознавать ни одна программа не возьмется. Да, шпионам, использовавшим эту камеру, не позавидует даже обладатель 3Мп современных цифровиков. Большего размера могут быть разве что синьки чертежей. В общем, камера актуальная для пересъемки секретных политических протоколов объемом в пару страниц, а не томов технической документации.

Мороз и солнце, день чудесный - ставим пленку 25 ISO и сравниваем возможности цифровых и пленочных макетов.

Миниатюра
Фрагмент
фото
фото
фото
фото
Rolleiflex MiniDigi

фото
фото
фото
фото
Leica M3

фото
фото
Minox TLX

Сетка забора на дальнем плане различима на всех снимках. Разрешение у цифровых 2 Мп камер и у 9,5 мм пленки примерно одинаковое. Динамический диапазон у пленки явно больше, и есть возможность проработать детали в тенях и светах куда лучше, чем на снимках, сделанных цифровыми камерами. Но когда снимки приведены к одному размеру и преобразованы в черно-белые, остается субъективное ощущение, что "цифра" выглядит более законченной, а пленочные снимки хочется дополнительно сгладить и еще уменьшить.

Вместо заключения предлагаю сходить сюда и посмотреть на новогодние открытки, где эти камеры выступают в роли елочных игрушек.

Камеры предоставлены фирмой ТЕЛЕ-СЕРВИС МС

24/02/2005
Установите проигрыватель Flash

Облако тегов:
3D печать
Arduino
Raspberry Pi
Аэрофотосъемка
Байдарки
Геомеханика
История
Камеры
Макросъемка
Объективы
Освещение
Панорамы
Принадлежности
Принтеры
Программы
Сканеры
Стереосъемка
Фильтры
Фокусировка
Фотокубики
...
rss