Среднеформатные зеркальные камеры
с центральным затвором

История фото-кинопленки насчитывает более ста лет. Ее создание связывают с работами Гудвина 1887г и Истмена 1888г, приоритетный спор, между которыми закончился получением 1898 году Гудвиным патента на кинопленку. Среднеформатная катушечная пленка в том виде, в котором она известна сегодня, была введена в 1898 году как пленка тип 105 для камеры Folding Pocket Kodak и была размечена на формат кадра 2,25 х 3,25 дюйма. В 1900 году появляется пленка тип 117, рассчитанная на квадратный формат кадра 2,25 х 2,25 дюйма. Пленки тип 105, 117 и 120 отличались разметкой номеров кадров на ракорде. Однако доминирующее положение в фотографии как катушечной неперфорированной пленки, так и 35 мм кинопленки началось с массовым серийным выпуском фотоаппаратов в 20 годах нашего столетия.

Эти два основных формата конкурировали как в профессиональной, так и в любительской съемке. Сегодня в любительской фотографии победитель определился. На 1000 фотоаппаратов, снимающих на 35 мм кинопленку, приходится один снимающий на рольфильм. Зайдите в фотомагазин, и Вы увидите одинокий “Любитель 166”, окруженный сотнями мыльниц. В профессиональной фотографии и сегодня позиции среднего формата весьма крепки. Преимущество большого формата - это большие увеличения и чувствительные пленки, ведь при равном размере и качестве конечного отпечатка пленка шириной 60 мм может иметь в два раза худшее разрешение. Сегодня в большинстве среднеформатных камер используется роликовая пленка шириной 61,5 мм. Эта пленка выпускается двух типов: 120 и 220. Пленка 120 намотана с черной бумажной защитной лентой, на которой нанесены номера кадров для форматов 6 х4,5; 6 х 6 ; 6 х 9 см и имеет длину 81,5 см , в то время как пленка 220, введенная в употребление в 1965 году, имеет вдвое большую длину и бумажную защитную ленту только на концах. Формат кадра варьируется от 6х4,5 до 6х17 см, а в зеркальных камерах от 6х4,5 до 6х8 см. В некоторых камерах за счет сменных адаптеров может использоваться и кинопленка, как широкоформатная шириной 70 мм, так и обычная 35мм. В последнем случае получается снимок форматом 24х54 мм.

Десяток таких известных фирм как: BRONICA, CAMBO, EXAKTA, FUJI, HASSELBLAD, LINHOF, MAMIYA, PENTAX, ROLLEIFLEX, TOYO, АРСЕНАЛ выпускают несколько десятков моделей. Это вполне сравнимо с числом профессиональных камер, выпускаемых для съемки на 35 мм кинопленку.

Среднеформатные фотоаппараты можно разделить на дальномерные, зеркальные однообъективные, а также двухобъективные. Зеркальные однообъективные камеры можно в свою очередь разделить на аппараты с фокальным затвором и аппараты, имеющие центральный затвор встроенный в объектив. Три камеры последнего типа и были объектом нашего тестирования.

Центральный затвор раньше был в основном уделом двухобъективных зеркалок. Теперь же оказалось, что при равном высочайшем качестве однообъективные зеркалки с центральным затвором даже дешевле, чем с фокальным (например HASSELBLAD серии 200 стоит дороже , чем аналогичные по возможностям камеры серии 500). Среднеформатные камеры весьма консервативны, и рассматриваемые нами модели являются модификациями камер, существующих более 10 лет.

Качество профессиональных камер любой фирмы, которая хочет удержатся на рынке должно быть очень высоким , да и новых производителей за последние годы не появилось поэтому предмет нашего рассмотрения - это отличия в устройстве органов управления и приемах съемки, на которые рассчитаны данные камеры. Для фотографов, занимающихся художественной и рекламной съемкой, вопрос удобства отнюдь не последний. Для идеального воплощения замысла надо, чтобы камера стала продолжением рук и глаз фотографа. Я думаю, что каждая из выпускаемых сегодня камер имеет своих горячих сторонников.


Zenza BRONICA ETR Si

Самая маленькая камера в нашем обзоре. Рассчитана съемку кадров формата 6х 4,5 см (реальный кадр 42 х 55 мм). Была укомплектована пентапризмой с TTL системой замера экспозиции и управлением электромеханическим затвором объектива Zenzanon PE 2,8/75 мм в режиме приоритета диафрагмы. Затвор Seiko позволяет снимать с выдержками от 1/500 до 8 секунд и при отсутствии батарейки с механической выдержкой 1/500 секунды. Синхронизация со вспышкой на всех выдержках, а при использовании дополнительного адаптера SCA возможна автоматизация работы вспышки по свету, отраженному от поверхности пленки. Значения выдержки устанавливаются ручкой на корпусе камеры , что позволяет не тратить время на установку выдержки при замене объектива.

По своим возможностям эта камера наиболее близка к камерам, снимающим на кинопленку, (впрочем, со сменной кассетой E 135-N она превращается в 35 мм камеру, а с кассетой E 135-W можно получить снимок с форматом кадра 24х54 мм) и вполне может составить им конкуренцию по оперативности при спортивной и репортажной съемке. Камера имеет вполне классический для среднеформатных камер дизайн, рассчитанный на работу с шахтным видоискателем, поэтому без дополнительной рукоятки снимать с призматическим видоискателем довольно неудобно. Камера может комплектоваться моторным приводом, являющимся одновременно рукоятью и в этом случае и по внешнему виду и по приемам работы она очень похожа на традиционную не автофокусную 35 мм зеркалку. Питание затвора и призменных видоискателей с автоматикой экспозиции осуществляется от одной батарейки с напряжением 6 В. Остроумно решена система подсветки информации в видоискателе: если света достаточно, то подсветка осуществляется через молочное стекло от внешнего источника и при этом экономится батарейка, если в помещении темно, то автоматически включается система подсветки. Система определения экспозиционных параметров позволяет производить как точечный, так и интегральный замер и при съемке на цветную обратимую пленку показала стабильные результаты даже в весьма сложных условиях поздней осени со снегом. Замер экспозиции оказался весма точным и при выдержке в 8 секунд.
 


Камера имеет модульную конструкцию и каждый фотограф может собрать камеру, наиболее удовлетворяющую его запросам. Фотоаппарат может быть оснащен одним из 5 видоискателей, среди которых шахтный , три призматических с различным уровнем автоматизации процесса съемки и поворотный. В зависимости от потребностей может быть выбран один из 8 фокусировочных экранов. Сменные кассеты позволяют производить съемку на пленку тип 120, 220,135 и комплект мгновенной фотографии Полароид. Линейка из 14 объективов с четырехфланцевым байонетом Bronica ETR и фокусным расстоянием от 30 до 500 включает ZOOM 4,8/100-200 мм. Возможности объективов могут быть существенно расширены за счет использования двух телеконвертеров, удлинительных колец и меха. Единственно, чего, возможно, будет недоставать обладателю этой камеры, это специального объектива со сдвигом и наклоном для архитектурных съемок.

Цена камеры существенно зависит от используемого видоискателя: так, собственно камера стоит 640$, объектив PE 28/75 – 623$, кассета Ei 120 – 250$, а призменный видоискатель AE III – 895$.

Особо хочется отметить очень удобную индикацию состояния камеры – одним взглядом сверху можно увидеть номер снимаемого кадра, значения выдержки и диафрагмы.

Мне очень понравилось удобное расположение ручек фиксации зеркала в верхнем положении и переключения в режим мультиэкспозиции, а также возможность блокировки спусковой кнопки.

За: наличие развитой автоматики, удобные органы управления, малые габариты.
Против: отсутствие кассет на 70 мм пленку и шифт-объективов.


Mamiya RB 67 pro SD

Камера Mamiya RB 67 pro SD - последняя и наиболее продвинутая камера семейства RB 67, выпускаемого с 1970 года. Эта система, включающая помимо камеры 18 объективов, 9 сменных кассет на разные типы пленки и формат кадра , 3 видоискателя и 7 фокусировочных экранов- одна из самых широких и универсальных и способна удовлетворить запросы любого профессионала. Если считать, что электроника должна только консультировать, а не вмешиваться в процесс съемки то это просто идеальная камера. Правда, как и любая всеобъемлющая конструкция, она имеет весьма солидные габариты и вес. Если Вы не знаете, какие возможности камеры Вам понадобятся, то вам придется тащить с собой килограмм 40. Однако было бы ошибочно считать эту камеру чисто павильонной. Ремень у камеры очень удобный, и я прошагал с ней 10 км по осеннему лесу и считаю, что для натурных съемок она тоже подходит. Вряд ли это та камера, которую всегда хочется иметь с собой, но если вы точно знаете, что хотите снять то она не подведет. Вопрос привычек и вкуса имеет немаловажное значение потому, что камеры Mamiya имеют ряд особенностей, присущих только им. Мне, привыкшему к С 33, показалась очень удобной система фокусировки, осуществляемая перемещением передней стенки с объективом на раздвижном мехе по направляющим. Особо отмечу возможность зафиксировать положение объектива рычагом, расположенным на оси левой рукоятки наводки на резкость. Камера очень эргономична и, хотя подготовка к работе, как и в камерах начала века, включает раздельные операции взвода затвора и перемотки пленки, курковые механизмы так сподручно расположены, что вы делаете это не глядя. Впрочем, хотя камера и чисто механическая, процесс всеобщей электрификации затронул и ее. Вы можете присоединить к камере кассеты с мотором, которые сами перемотают пленку после спуска затвора. Эти кассеты выпускаются на два формата 6 х7 и 6 х8 см (реальный размер кадра 56 х75 мм при горизонтальном расположении кассеты, 56 х 76 мм при вертикальном) и, на мой взгляд, очень удобны и универсальны так как поддерживают 120 и 220 типы пленки и имеют ручку ручной перемотки на случай отсутствия батарейки. Кассеты с ручной перемоткой выпускаются для пленки тип 120 и 220 с форматом кадра 6 х 7 и 6 х 4,5 и для 70 мм кинопленки на 54 кадра с форматом 6 х 7. Кроме этих кассет можно установить адаптеры для плоских пленок и комплектов Полароид. Нововведением системы RB стал 25 лет назад поворотный механизм, позволяющий поворотом кассеты менять горизонтальное расположение кадра на вертикальное (правда, непонятно, почему за это время не догадались нанести метки формата кадра на кассеты, а не на поворотное устройство). При использовании кассет 6 х 4,5 горизонтальная метка на поворотном устройстве соответствует вертикальному формату кадра.

Объективы для этой камеры имеют встроенный механический центральный затвор с выдержками от 1/400 до секунды. Из 18 имеющихся объективов всегда можно подобрать оптимальный. Выпускаются три широкоугольных объектива с фокусным расстоянием от 590 до 75 мм, два стандартных с фокусным расстоянием 90 и 127 мм и четыре телеобъектива с фокусным расстоянием от 150 до 500 мм. Для особых условий съемки выпускается "рыбий глаз" с фокусным расстоянием 37 мм, объектив для макросъемки, объектив с мягким фокусом и шифт-объектив. Дополнительно вы можете воспользоваться объективом с переменным фокусным расстоянием (100-200 мм) и линейкой из четырех объективов с APO линзами с очень маленькой дисперсией. Ряд объективов, в том числе и стандартный 90мм, имеют интересный механизм позволяющий перемещать передний линзовый элемент в зависимости от расстояния до объекта, что позволяет получить высочайший контраст и разрешение от центра до краев кадра во всем диапазоне фокусировки.

В общем, на мой взгляд, прекрасная камера для тех, кто любит снимать с чувством, с толком, с расстановкой. Фотографии таких контрастных объектов как снег и лед получились с прекрасной проработкой деталей как в светах так и в тенях. Снимок осеннего пейзажа на обратимую пленку EKTAHROME E100SW демонстрирует великолепный контраст и разрешение от центра до краев кадра 6 х 7.
 

Цена в 955$ за корпус , 1022$ за объектив KL 90/3,5 и 379$ за моторизованную кассету мне представляется умеренной.

За: универсальность, независимость от источников питания, огромное количество принадлежностей на все случаи жизни.
Против: аппарат не годится для оперативной съемки.


HASSELBLAD 553 ELX

500 серия фотокамер фирмы Hasselblad разрабатывалась и совершенствовалась почти полстолетия. Прочная механическая конструкция и проверенная временем надежность этих камер сделали их своеобразным эталоном среди среднеформатных камер с форматом кадра 6 х 6 см. Среди этих камер 553 модель стоит несколько особняком. Это механическая прочная и надежная камера с автоматическим взводом затвора и переводом кадра. Однако в этой механической камере вы полностью зависите от батареек, и если они сели, вы не сможете даже заменить объектив. В рекламном проспекте фирмы говорится, что аппарат рассчитан на интенсивную студийную и промышленную съемку. На мой, взгляд, камера действительно хорошо приспособлена для научной съемки из фиксированной точки с постоянными установками. Если вам нужно изо дня в день следить за развитием, какого либо процесса и быть уверенными, что вчера вы снимали так же как сегодня, то эта камера - лучшее решение. Для удобства сопряжения с другим экспериментальным оборудованием камера имеет стандартный разъем типа DIN для подключения электрического дистанционного управления и питания. Вообще обилие возможностей подключить дистанционное управление впечатляет, кроме выше названного разъема есть еще два гнезда для подключения электрических тросиков. Вы можете зафиксировать зеркало в поднятом состоянии, а диафрагму оставить закрытой до рабочего значения. Есть и режим непрерывной съемки со скоростью один кадр в секунду. При необходимости делать длинные серии снимков можно использовать кассету, рассчитанную на 70 мм, перфорированную пленку длиной 4,7 м, что позволяет сделать семьдесят снимков формата 6 х 6 см.

Если Вам необходимо воспользоваться этой камерой для обычной съемки, то она ничем не отличается от 503 модели, только не надо думать о переводе пленки и взводе затвора, правда надо помнить, что при длительных выдержках нельзя отпускать спусковую кнопку вплоть до закрытия затвора.

Камера рассчитана на использование объективов серии CF. Эти объективы имеют центральный лепестковый затвор и синхроконтакт для фотовспышки, обеспечивающие синхронизацию на выдержках до 1/500. Встроенная в камеру TTL/OTF- система управления вспышкой автоматически замеряет интенсивность света, отраженного от пленки. Продолжительность работы вспышки таким образом определяется интенсивностью отраженного света. Основная серия состоит из 17 объективов фирмы Carl Zeiss с фиксированным фокусным расстоянием от 30 до 500 мм. Дополнительно фирма Schneider выпускает объектив с переменным фокусным расстоянием 140 – 280 мм. Среди объективов для специальных применений выделяется Zeiss Sonnar CF Superachromat с уникальной оптической конструкцией, обеспечивающей превосходную коррекцию хроматической аберрации без ухудшения коррекции дисторсии. Спектральный диапазон от 400 до 1000 нм. Идеальный объектив для научных применений, особенно в области мультиспектральной фотографии. Еще один объектив, на который я хочу обратить особое внимание, – это Zeiss Makro-Planar CF 5,6/135мм. Этот объектив не рассчитан на непосредственную установку в корпус какой–либо фотокамеры и используется с автоматическим раздвижным мехом. При максимальной длине раздвижного меха обеспечивает в плоскости пленки изображение в масштабе 1:1, а при минимальной длине меха объектив сфокусирован на бесконечность.

Снимок березы (. Пленка – Tmax 100 pro; бумага – POLIMAX RC фильтр 1,5) демонстрирует способность аппарата воспроизвести тончайшее детали объекта. Портретный снимок (Пленка – Tmax 100 pro; бумага – POLIMAX RC фильтр 4,5) свидетельствует, что даже при использовании контрастной бумаги переходы из света в тень остаются относительно гладкими.
 

Надежность и качество дорого стоят. Цена корпуса –3092$, объектива PLANAR CF 80 – 1866, кассеты для пленки тип 120 на 12 кадров – 757$.

За: качество и надежность.
Против: цена.


  Zenza BRONICA ETR Si Mamiya RB 67 pro SD HASSELBLAD 553 ELX
Формат кадра 42х55 мм; 24х54 мм; 24х36 мм 56х69,5 мм; 56х75мм; 56х41,5  56х56 мм; 56х42 мм
пленка 120, 220, 35мм, комплекты Полароид  120, 220, 70 мм, комплекты Полароид 120, 220, 70 мм, комплекты Полароид 
Скорость затвора 1/500 – 8 с 1/400 – 1 с 1/500 – 1 с
Стандартный объектив Zenzanon–PE 75 f/2,8 KL 90 f/3,5; 
KL 3,5 f/127
Фирма Zeiss: 
Planar CF 80 f/2,8; 
Planar CF 100 f/3,5
Широкоугольные объективы PE 40 f/4;  
PE 50 f/2,8;  
PE 60 f/2,8
KL 50 f/4,5;  
KL 65 f/4L; 
KL 75 f/3,5L;
Фирма Zeiss: 
Distagon CF 40 f/4; 
Distagon CF 50 f/4; 
Distagon CF 60 f/3,5;
Телеобъективы PE 135 f/4;  
PE 150 f/3,5; 
PE 180 f/4,5;  
PE 200 f/4,5; 
PE 250 f/5,6;  
PE 500 f/8; 
EII 500 f/8.
KL 150 f/3,5L;  
KL 180 f/4,5L; 
KL 250 f/4,5L-A; 
C 500 f/8; 
KL 210 f/4,5 APO/L;  
KL 250 f/4,5 APO/L; 
KL 350 f/5,6 APO/L; 
L 500 f/6 APO/L
Фирма Zeiss: 
Tele-Tessar CF 350 f/5,6; 
Tele-Apotessar CF 500 f/8
Объективы с переменным фокусным расстоянием Zoom PE 100-220 f/4,8 Zoom C 100-200 f/5,2W Schneider Varigon CF 140-290 f/5,6
Специальные объективы Fisheye Zenzanon 30 f/3,5 
Macro Zenzanon-PE 100 f/4
Fishi-Eye C 37 f/4,5; 
Macro KL 140 f/4,5 M/L-A; 
Soft-focus SF C 150 f/4
Фирма Zeiss: 
Distagon CF 30 f/3,5; 
Makro-Planar CF 120 f/4; 
Makro-Planar CF 135 f/5,6; 
Makro-Sonnar CF 150 f/4; 
Makro-Sonnar CF 180 f/4; 
Makro-Sonnar CF 250 f/5,6; 
Sonnar CF Superachromat 250 f/5,6
Перемотка пленки Дополнительно  
Motor Winder Ei
При использовании кассет Power Drive  есть
Видоискатели Шахта и 4 призмы Шахта и 2 призмы 2 шахты и 4 призмы
Фокусировочные экраны 8 7 8
Замер экспозиции Дополнительно 
Призменные видоискатели c TTL 
AE-II и AE-III
Дополнительно 
Призменный видоискатель c TTL 
PD
Дополнительно 
Призменные видоискатели c TTL 
PME51 и PME90
Автоматика  Приоритет диафрагмы  
с AE-II или AE-III
нет нет
Управление вспышкой X; SCA System Adapter X X; TTL/OTF
Размер корпуса 92 х 87 х 69 мм 104х144х120 100х150х119
Вес корпуса 480 г 1050 г 1240 г
Цена корпуса 640$ 955$ 3092$ 
Цена с кассетой и стандартным объективом 1513$ (без видоискателя) 2356$ (с шахтой) 5715$ (с шахтой)
Рассмотренные нами камеры имеют различный максимальный формат кадра и это в свою очередь определяет габариты и вес. Вопрос выбора формата – это вопрос о том, насколько детально вы собираетесь рассматривать фрагменты изображения . Желание рассмотреть маленький участок изображения приводит в аэрофотосъемке к 300 мм пленке. Уже у современных 35 миллиметровых камер количество точек, составляющих кадр, таково, что глаз не в состоянии охватить их разом. Поэтому, если Вы печатаете большую выставочную фотографию, есть смысл в большом формате, а если печатаете афишу размером с небоскреб то вряд ли кто то сумеет приблизиться настолько чтобы рассмотреть фрагмент размером с открытку, расположенный в правом верхнем углу. Если вы собираетесь воспроизводить свои фотографии типографским способом, то современные компьютерные технологии подготовки изданий, включающие ретушь и цветоделение цифровым способом, и мелкозернистые высокочувствительные пленки с использованием технологии T-GRAIN лишают средний формат логически оправданных преимуществ, и остаются только слова: "запас карман не тянет и кадрировать можно до бесконечности". Если привести наши камеры к единому знаменателю и установить на них кассеты на формат кадра 6 х 4,5 то каждая из рассмотренных камер имеет свои присущие только ей одной особенности и если именно они для вас важны, то ваш выбор легок и прост. Автоматика у камеры BRONICA, поворот кассеты у Mamiya и мотор у HASSELBLAD 553 ELX.

Суммируя рискну дать следующие общие рекомендации:

Если Вам нужна камера для репортажной и спортивной съемки с развитой автоматикой и возможностью работать с 35 миллиметровой пленкой, то приобретайте Zenza BRONICA ETR Si.

Если Вам нужен максимальный формат кадра 6х8 см, гибкость и универсальность при павильонной и пейзажной съемке, то Mamiya RB 67 pro SD - лучший выбор.

Если основное требование к камере - надежность, моторный привод и возможность использовать специальные измерительные объективы, то вам нужен HASSELBLAD 553 ELX.

Если вам просто нужна среднеформатная камера и не один из выше приведенных критериев не является определяющим, то выбор скорее вопрос вкуса и привычек. Некоторым нравится, что ручка наводки на резкость находится на корпусе камеры, другие привыкли вращать объектив, кому-то, возможно, важно иметь возможность пользоваться механическим тросиком.

Следует заметить, что каждая из этих камер является частью весьма развитой и законченной системы. Удобнее иметь камеры одной фирмы в этом случае ваши возможности многократно возрастают. Так, объективы с центральным затвором серии CF могут использоваться и с камерами Hasselblad с фокальным затвором серии 200 и с гармошкой Hasselblad FlexBody, которая заменяет обычный корпус, и применяется с любыми кассетами и видоискателями. Аналогичная ситуация и с аппаратурой фирмы Mamiya – объективы и видоискатели сери RB могут использоваться с камерой RZ 67 а через специальный адаптер могут подсоединяться и кассеты этой серии.

Важным фактором при выборе системы является цена. Аппаратура фирмы Hasselblad вдвое дороже любой другой. Безусловно, эта техника великолепна, но, возможно, в профессиональной фотографии использование столь дорогих камер не всегда коммерчески оправдано.

В заключение, возвращаясь к пленке тип 120, отмечу, что разметка кадров на ракорде сегодня не используется при перемотке в профессиональных камерах и кассеты на формат кадра 6х4,5 у камер Mamiya RB 67 и BRONICA ETR Si располагают на пленке по 15 кадров с относительно большими интервалами, а у камеры HASSELBLAD 16 кадров, как и было задумано для этого типа пленки, хотя новые кассеты этой фирмы уже не имеют окна для контроля номера кадра. Для современных камер сохранение ракорда - дань уважения к камерам, выпущенным более 30 лет назад и до сих пор используемых профессиональными фотографами и любителями.

18.01.1999

 
ВЗГЛЯД 
на цифровую  фотографию