Камера KONICA MINOLTA DYNAX 7D и объективы с резьбой М42

KONICA MINOLTA DYNAX 7D

Вступление

Казалось бы, частная тема статьи, на мой взгляд, имеет существенно более общий характер, чем описание просто новой камеры, появившейся на рынке.  Обладатели пленочных камер и объективов Minolta получили, наконец, современную цифровую камеру. Теперь они сравнялись по своим возможностям с обладателями объективов Pentax, Contax, Sigma, и если считать, что за камеру они пока не собираются выкладывать больше 2000 $, то и в равных условиях с обладателями автофокусных объективов Canon и Nikon. В камере установлена стандартная по своим характеристикам матрица, и ничего принципиально нового про снимки мир, сделанные со штатива, по сравнению с уже сказанным в статьях про Pentax, Canon, Nikon не удастся.

Дискуссия о попытке Microsoft навязать всем пользователям операционной системы Windows  свой Internet Explorer и монополизировать рынок обозревателей для Интернет уже навязла в зубах. Справедливости ради приходится отметить, что ситуация с объективами по сути очень близкая. Все производители камер пытаются навязать пользователю свои объективы и тоже монополизировать рынок. Стандарт М42 с рабочим отрезком 45,5 мм открытый. За полувековую историю в его рамках было выпущено  огромное количество прекрасных объективов. Существует техническая возможность использовать эти объективы в современных цифровых камерах. В ряде случаев эта связка позволяет получить результат, недостижимый с помощью родной оптики. Самая главная изюминка новой камеры – система стабилизации изображения – может эффективно работать и с объективами, выполненными в этом стандарте.

Перед презентацией в символичный для камеры 7D день 7 декабря Московское представительство фирмы KONICA MINOLTA попросило меня протестировать камеру и сделать несколько снимков, которые могут быть розданы посетителям как реальный результат, полученный с помощью этой камеры уже в Москве. Из более чем десяти снимков, предложенных мной фирме, было отобрано четыре, и половина из них сделана советскими объективами с резьбой М42. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что оптика фирмы не хуже советской, и это, безусловно, радует. Ну, а цена радует, естественно, у советских объективов. К сожалению,  в подписях к фотографиям прямо не указано, какими объективами они сделаны,  а в значение фокусного расстояния вкралась опечатка. Мне не удалось на презентации сразу выступить и разъяснить недоразумение, поэтому для восстановления исторической справедливости я вынужден дать необходимые пояснения сейчас. Ниже приведены миниатюры фотографий, которые раздавались на презентации.

Пеленг
ISO-200, F=8 мм, 1/11, 1 с

Пеленг
ISO-200, F=8 мм, 1/8, 1/4 с

Они сделаны белорусским объективом Пеленг с фокусным расстоянием 8 мм. Фотографии записаны в формате MRW ( RAW), поэтому заявление о том, что они никак не обрабатывались перед печатью, не соответствует действительности. Формат RAW всегда предполагает обработку. Без обработки это были бы черно-белые фотографии, да еще с глубиной цвета 12 бит на пиксель, которую практически невозможно воспроизвести на стандартном оборудовании. При преобразовании формата RAW в цветное изображение с глубиной цвета 8 бит на канал фотограф всегда принимает решение, каким образом он это делает.  Даже если он не меняет никаких параметров, он все равно принимает решение, что значения, записанные в заголовке файла, являются правильными. И это решение не так тривиально, как может показаться. Значения баланса белого, установленные на камере, записываются только в заголовке и никак не влияют на значение каждой точки в формате RAW. Фотограф, который снимает в формате RAW, не обязан устанавливать баланс белого.  Если съемка ведется в RAW, то предварительная установка баланса белого на камере – просто пустая трата времени. И если при преобразовании не будут внесены значения истинного баланса, то получатся фотографии в абсолютно нереальных цветах. Но это будет не ошибка съемки, это ошибка обработки. При получении фотографий думать надо на каждом этапе, и попытка представить ситуацию так, что фотографу достаточно только нажать кнопку, а умная камера все сама за него сделает, не более чем рекламный трюк. Было бы странно, если бы за 150 лет эволюции фотоаппаратов  они достигли большего прогресса, чем за миллионы лет эволюции от обезьяны до фотографа. Необходимость согласовать отпечатки с возможностями печатной машины и для того, чтобы каждая значимая точка была отображена, обычно достигается кадрированием снимка и изменением его разрешения.

Краткое знакомство с камерой

KONICA MINOLTA DYNAX 7D
Бросается в глаза только существенно более высокое расположение встроенной вспышки, что безусловно упростит борьбу с красными глазами вампиров.

По своим размерам камера практически не отличается от камер Canon и несколько крупнее камер Pentax, с которыми у системы MIinolta очень много общего в конструкции управления диафрагмой и привода автофокуса. У этих аппаратов и то и другое осуществляется механически, все моторы расположены в камере. Хотя существуют и объективы со встроенными моторами фокусировки, но это скорее исключение. Как я уже говорил выше, если установить камеру на штатив, то качество снимков мир 6 Мп камерами с матрицами, как у этой камеры, размером 23,7 х 15,6 мм будет практически неотличимо.

KONICA MINOLTA DYNAX 7D

Качество же реальных снимков будет зависеть от эффективности взаимодействия в системе фотограф-камера. Чем в большей степени аппарат является продолжением ваших рук, а его система отображения информации воспринимается вами как дополнительные органы чувств, тем лучше получатся снимки. Принципиальной особенностью данной камеры является осязательный интерфейс, механические переключатели позволяют почувствовать, насколько вы изменили то или иное значение, даже не глядя на экран.

KONICA MINOLTA DYNAX 7D

Впрочем, экран этой камеры заслуживает того, чтобы его особо отметить. Он большой, единственный, подслеповатый ЖК экран за ненадобностью в этой камере отсутствует, информация отображается крупно, в зависимости от ориентации аппарата в пространстве изображение на экране также поворачивается. Если вы приближаете глаз к окуляру, то датчики гасят экран, чтобы он не слепил.


Нажав на кнопку MENU, можно ознакомиться с меню камеры, для навигации воспользуйтесь стрелками вправо и влево. На данной иллюстрации доступны также кнопки просмотра отснятых снимков и смены отображения информации на экране.

Отсек для карт памяти CF с оригинальным расположением разъема для подключения к компьютеру через USB и телевизору через видео вход.

KONICA MINOLTA DYNAX 7D
Разъемы для подключения пульта дистанционного управления , питания и внешней вспышки. Синхроконтакт совместим с системами освещения как с нормальной (плюс в центре) , так и с обратной (минус в центре) полярностью с напряжением 400 В или ниже.
KONICA MINOLTA DYNAX 7D
Камеры KONICA MINOLTA (слева) и Canon - вид снизу.

KONICA MINOLTA DYNAX 7D
Li-ion аккумуляторы NP-400 (7,4 В, 1500 мА час) очень похожи на используемые конкурентами, но, естественно, все контакты расположены так, чтобы ни о какой совместимости и речи не было.

Главной изюминкой данной модели является система стабилизации ANTI-SHAKE. В камеру встроен гироскоп, и матрица способна перемещаться в горизонтальной и вертикальной плоскости, пытаясь компенсировать рывки камеры в момент съемки.  На презентации был показан работающий макет в виде камеры в разрезе, и отдельно гироскопа, соединенного с ней проводом.

ANTI-SHAKE
ANTI-SHAKE

Перемещая гироскоп, можно было отследить амплитуду и скорость перемещения матрицы. Я не уверен, что на приведенной ниже флеш-анимации мне удалось зафиксировать два крайних положения матрицы, но даже то, что удалось зафиксировать, впечатляет. Но, возможно, что на качество снимков даже в большей степени, чем система стабилизации, влияет индикатор ускорения, отображаемый в видоискателе. Завязывается обратная связь между камерой и фотографом, что позволяет держать камеру почти без дрожания в момент пуска затвора. В результате выдержка, при которой снимки могут быть сделаны без смаза, увеличивается в 2-3 раза.

Конструкторы камеры позаботились о максимальном удобстве ручной фокусировки. Кроме переключателя режима фокусировки на передней панели, есть кнопка AF/MF под большой палец правой руки, позволяющая мгновенно переключиться из режима ручной фокусировки в режим покадровой автофокусировки. Есть специальный режим мягкой фокусировки, при котором отключается привод системы автофокусировки. Это уменьшает усилие при вращении кольца фокусировки объектива и делает процесс наводки на резкость более плавным. Есть кнопка просмотра глубины резкости, нажатие на которую закрывает диафрагму до рабочего положения. Камера поставляется в комплекте с фокусировочным экраном типа G со сферическим остроконечным матированием. Кроме него можно использовать фокусировочные экраны типа M, L или ML.

Подсоединение объектива

Рабочий отрезок объективов с резьбой М42 – 45,5 мм. Таким образом, камеры, которые имеют меньший или равный рабочий отрезок, потенциально могут быть приспособлены для использования с этими объективами. На сегодняшний день это Canon - 44 мм, Sigma - 44 мм, Minolta AF- 44,5 мм, Pentax и Contax по 45,5 мм. (Владельцам камер Nikon с рабочим отрезком 46,5 мм полнофункциональное использование объективов с резьбой М42 не светит).  Переходные кольца для использования объективов М42 с этими камерами выпускаются многими фирмами, в частности, Jolos.

jolos

Возможность сделать хороший переходник определяется, однако, не только рабочим отрезком, но и диаметром байонета, конструкцией приводов диафрагмы и автофокуса, а также расположением контактов  электрического сопряжения камеры и объектива. Фирмы, производящие кольца, на самом деле вам не гарантируют, что вы не сломаете  и не сожжете с их помощью камеру. По аналогии с вышеупомянутым делом Microsoft надо было бы  обязать все производители камеры выпускать переходные кольца для сопряжения с объективами открытых стандартов. Применительно к Minolta, несмотря на более короткий, чем у Pentax, рабочий отрезок, ситуация с использованием переходника оказалась несколько хуже. Виной тому то, что при очень похожей конструкции у Pentax привод диафрагмы выступает из объектива, а у Minolta – из камеры. 

Привод диафрагмы
jolos
Привод диафрагмы, помеченный стрелкой, должен свободно перемещаться в щели между переходником и резьбой объектива.

Кроме того, чуть по-другому расположены контакты. Поэтому если объектив имеет длинную и полную резьбу, то без предварительной обработки напильником он может закоротить контакты и заклинить привод диафрагмы. Закоротить контакты может и не очень удачно выполненное переходное кольцо. Поэтому, возможно, резьбу объектива придется обработать напильником, а места, расположенные непосредственно против контактов, покрыть изолирующим лаком. Объективы, которые имеют толкатель диафрагмы, установить без переделки в эту камеру также не удастся. В этом смысле можно сказать, что оптимальная ситуация с установкой объективов М42 сегодня наблюдается при сопряжении с камерами Canon.

Теперь несколько фотографий, которые показывают, что игра все-таки стоит свеч.

Рубинар
ISO-400, F=1000 мм, 1/16, 1/90 с

Уже ставший традиционным снимок Луны (50% от оригинала) с объективом системы Максутова Рубинар 500 1/8 с телеконвертером ТК 2.  Необходимость телеконвертера в этом случае вызвана желанием не только получить максимально большое увеличение, но и тем, что встроенная вспышка сильно выступает вперед из камеры, и без работы напильником над оправой объектива (надо снять фаску в пол миллиметра) его установить не удастся.

Миниатюра
Фрагмент
Индустар 100
Индустар 100
ISO-200, F=110 мм, 1/16, 3 с
Индустар 100
ISO-100, F=110 мм, 1/11, 2 с

Макросъемка с использованием объектива Индустар 100. (масштаб 20% от оригинала). Можно получить масштаб 1:1 и даже больше, а при желании и сфокусировать на плоскость, не перпендикулярную к оптической оси. Снят механизм наручных часов, которые ходят, т.е. за время экспозиции балансир совершил несколько колебаний.
Снимки, сделанные с объективом Рыбий глаз, приведены во вступлении.

Фотографии, сделанные объективом Konica Minolta 28-70 мм

KONICA MINOLTA DYNAX 7D
Миниатюра
Фрагмент
фото
фото
ISO-400, F=28 мм, 1/9,5, 1/125 с
фото
фото
ISO-400, F=75 мм, 1/8, 1/90 с
фото
фото
ISO-200, F=60 мм, 1/8, 1/750 с
фото
фото
ISO-200, F=35 мм, 1/5,6, 1/3 с
фото
фото
ISO-200, F=35 мм, 1/13, 1,3 с
фото
фото
ISO-400, F=75 мм, 1/11, 1/90 с

Заключение

Тем, у кого есть объективы Minolta, выбор очевиден: эта камера для вас. Остальным следует посмотреть, насколько хорошим продолжением ваших рук она является. На мой взгляд, у этой камеры есть шанс для очень многих стать лучшим выбором.

Если вам нужна стабилизация изображения с разными объективами, то на сегодняшний день Minolta предлагает революционное решение, у которого пока нет аналогов. Если окажется, что эта система отличается еще и надежностью, то, вероятно, ему последуют и другие производители. Тем более, что, на мой взгляд, эта конструкция является  шагом к системам с фокусировкой, осуществляемой за счет перемещения матрицы. О преимуществах подобного подхода см. в статье.

К проходящим минусам данной камеры можно отнести то, что на момент написания этой статьи формат RAW данной камеры не поддерживался Adobe Camera Raw Plug-in . Второе замечание тоже связано с форматом RAW. За счет того, что не применяется сжатие без потерь при записи, его размер на 30% больше, чем у камер Canon – 9 Mб против 6.  В результате этого информация из буфера переписывается на карту довольно долго, что может оказаться критичным, если надо снять подряд несколько серий снимков. 

Камера предоставлена Московским представительством фирмы KONICA MINOLTA

17.12.2004
Установите проигрыватель Flash

Облако тегов:
3D печать
Arduino
Raspberry Pi
Аэрофотосъемка
Байдарки
Геомеханика
История
Камеры
Макросъемка
Объективы
Освещение
Панорамы
Принадлежности
Принтеры
Программы
Сканеры
Стереосъемка
Фильтры
Фокусировка
Фотокубики
...
rss