Объектив Canon MP-E 65 f/2,8 1-5Х Macro Photo

MP-E 65

К названию этого объектива можно смело добавить приставку Супер, поскольку  он предназначен  для съемки в масштабе от 1:1 до 5:1 и не меньше, т.е изображение на пленке или матрице равно или в пять раз больше снимаемого объекта. Супер, естественно, выражается и в денежном эквиваленте в виде суммы в 1500 зеленых. Прежде чем приступать к детальному рассмотрению конструкции объектива и снимков, им сделанных, разберемся, а какие у нас есть альтернативы, если нужно сделать снимок со столь крупным увеличением. Из школьного курса мы знаем  по формуле для тонкой линзы, что если  расстояния от объекта до линзы и от линзы до изображения равны 2 фокусным расстояниям, то размеры изображения и объекта равны. Следовательно, для получения большого увеличения необходимо только подальше отодвинуть объектив от пленки или матрицы. Возможности стандартных объективов этого не позволяют, но проблема решается, если использовать удлинительные кольца или меха. Меха бывают разной конструкции: просто с фиксацией определенного растяжения, с плавной регулировкой удлинения кремальерой, с салазками для плавного изменения расстояния между объективом и предметом.

Индустар 61
Приставка ПЗФ с объективом Индустар 61 Л/З - МС, установленным с помощью реверсивного кольца 49х42
Гелиос 44
Меха производства PENTACON с объективом Гелиос 44, который установлен с помощью реверсивного кольца 52х42

Используя  меха, мы легко получаем нужное увеличение, но, к сожалению, большинство современных объективов состоят из многих линз, и их конструкция несимметрична. Они рассчитаны для получения резкого и контрастного изображения в случае, когда расстояние между ними и пленкой много меньше расстояния до предмета, в предельном случае расстояние между пленкой и объективом равно фокусному расстоянию, а объект находится на бесконечности. Поэтому при супер макросъемке приходится использовать реверсивные кольца и закреплять объектив за резьбу для светофильтров передней линзой к пленке. В этом случае ситуация становится почти нормальной для объектива, но не во всем - некоторые аберрации, например, хроматические, становятся явно заметными. Еще одной причиной использования реверсивных макроадаптеров является то, что даже при самом большом увеличении расстояние от линзы до объекта будет больше фокусного расстояния, что в случае, если объект снимается не на просвет, позволяет его нормально осветить.

Мы попытаемся сравнить на тестовых задачах типа пересъемки миры на 35 мм пленке, а также на реальных задачах съемки насекомых, 4 объектива: Canon MP-E 65,  предназначенный только для макросъемки и стоивший немереных денег, и 3 универсальных дешевых объектива классической конструкции: Гелиос 44 (сильно несимметричный объектив), Индустар 61 и Индустар 100 ( по своей основной профессии это объектив для увеличителя). Последние два объектива имеют всего 4 линзы и относительно симметричную конструкцию.

Но сначала чуть подробнее о нашем основном герое. Его схема приведена ниже.

Canon MP-E 65 f/2,8 1-5Х Macro Photo. Снимаемый объект располагается слева от объектива.

Оптические схемы "конкурентов":

Гелиос 44
Индустар

Сразу бросается в глаза, что по диаметру линз он напоминает стандартный объектив, закрепленный с помощью реверсивного макрокольца. Т.е. передняя линза меньше задней. Однако отличия на этом не заканчиваются, а только начинаются. Несмотря на чудовищные возможности перемещения, которыми обладает оправа этого объектива, она передвигает, в отличие от мехов, не все линзы вместе, а только некоторые из них. Объектив состоит из четырех групп, и три из них плавающие. Естественно, ни о какой автофокусировке речи быть не может - при таких масштабах нужен глаз да глаз.

Мы провели тестовые съемки с тремя аппаратами 8 Мп EOS-1D Mark II, 6Мп EOS D60, и EOS 50 (пленка оцифровывалась сканером Minolta Dimage Scan Multi Pro). Результаты приведены в статье, отмечу только, что преимущества пленки очень сложно реализовать, поскольку уверенности, что все снято удачно, нет вплоть до ее проявки.

MP-E 65

Объектив имеет дополнительную опору для установки непосредственно на штатив с возможностью поворота. К сожалению, на 360 градусов многие аппараты повернуть относительно объектива не удастся, поскольку  современные зеркалки обзавелись множеством выступов и, например, с камерой  EOS-1D Mark II аппарат удастся закрепить горизонтально только вверх ногами.

MP-E 65MP-E 65

Тесты

Ниже приведены результаты пересъемки 35 мм кадра с изображением миры камерой EOS-1D Mark II. Исследуемая мира не является мирой абсолютного контраста. Снимок сделан хорошим, но не выдающимся объективом, и контраст тонких штрихов ниже, чем толстых, а их границы слегка размыты. Именно этим в первую очередь определяется более высокое разрешение в штрихах на пиксель при съемке с меньшим увеличением.

Canon MP-E 65
Миниатюра
Фрагмент
мира
мира
F:2,8
мира
мира
F:2,8
Миниатюра практически идентична предыдущей
мира
 
F:8
Гелиос 44
Миниатюра
Фрагмент
мира
мира
F:2
мира
мира
F:5,6
Гелиос 44, установленный с помощью реверсивного макроадаптера
мира
мира
F:2
Миниатюра практически идентична предыдущей
мира
F:8
Индустар 61
мира
мира
F:2,8
Индустар 61, установленный с помощью реверсивного макроадаптера
мира
мира
F:2,8

Черная шкала - толщина пары (черный + белый) штрихов в пикселях.
Красная шкала - ширина пары штрихов на объекте в мм при съемке в масштабе 5:1.
Желтая шкала - ширина пары штрихов на объекте в мм при съемке в масштабе 1:1.
1) Canon MP-E 65, F:2,8. Масштаб 1:1
2) Canon MP-E 65, F:2,8. Масштаб 5:1
3) Canon MP-E 65, F:8, 5:1
4) Гелиос 44, F:2, 5:1
5) Гелиос 44, F:5,6, 5:1
6) Гелиос 44, установленный с помощью реверсивного макроадаптера, F:2, 5:1
7) Гелиос 44, установленный с помощью реверсивного макроадаптера, F:8, 5:1
8) Индустар 61, F:2,8, 5:1
9) Индустар 61, установленный с помощью реверсивного макроадаптера, F:2,8, 5:1

Приведенные кривые позволяют сравнить объективы, однако они не являются ЧКХ рассматриваемых объективов, поскольку исследуемая мира имеет собственную зависимость контраста от толщины штрихов.

Съемки тестовой миры показали, что по разрешению лидирует Canon MP-E 65, хоть и с небольшим отрывом. У Гелиос 44 в нормальном положении при полностью открытой диафрагме очень низкий контраст. При использовании реверсивного кольца контраст увеличивается, и если объектив еще и задиафрагмировать, то результаты, несмотря на разницу в стоимости в два порядка, становятся вполне сопоставимыми. Но это для тестовой задачи, когда объект находится строго в одной плоскости. Если снимок слегка расфокусировать, то изображение штрихов, формируемое  дешевыми  объективами, приобретает радужную окраску. Впрочем, не у всех - у Индустар 100 с хроматическими аберрациями все в порядке, но он имеет в 2 раза меньшую светосилу и, поскольку его фокусное расстояние почти вдвое больше остальных, то и выдвигать его придется так далеко, что возможные перекосы и смещения становятся проблемой.

Ну, а в реальности, судите сами - точно сфокусироваться при полностью открытой диафрагме на мухе практически невозможно: она объемная, да еще и летает. Поснимав вволю насекомых, я заподозрил, что липучку для мух придумали именно фотографы. Реально приходится снимать с рук, поскольку от прочного штатива толку мало - цветок с пчелой не каменный и колышется от малейшего дуновения ветра. Оптимальный случай - съемка при сильном диафрагмировании с мощной вспышкой в момент, когда изображение в видоискателе на мгновение становится резким. Процесс, сильно напоминающий стрельбу по мишени из пистолета, при которой, как известно, даже у мастеров не все пули ложатся в яблочко. При сильном диафрагмировании глубина резкости немного возрастает, поэтому при наличии достаточного количества света съемка при максимальном относительном отверстии нецелесообразна. Однако основное преимущество рассматриваемого объектива именно в съемке при полностью открытой диафрагме, в противном случае разница между рассматриваемыми объективами уменьшается.

Фотогалерея

Все снимки сделаны в формате RAW и обработаны перед публикацией.

фото
Миниатюра. Canon MP-E 65. EOS-1D Mark II. Масштаб 18%.

фото
Фрагмент 1:1.

фото
Миниатюра. Индустар 61, установленный с помощью реверсивного макроадаптера. EOS-1D Mark II. Масштаб 32%.

фото

Для оценки увеличения привожу снимок цветка вишни с жуками целиком:

фото

фото
Миниатюра. Индустар 100. EOS D60. Масштаб 35%.

фото
Фрагмент 1:1.

фото
Миниатюра. Canon MP-E 65. EOS-50. Отсканировано с разрешением 3200 dpi нс помощью Minolta Dimage Scan Multi Pro . Масштаб 10%.

фото
Фрагмент 1:1.

Резюме

Нужно быть асом макросъемки, чтобы реализовать преимущества рассматриваемого объектива. Они, безусловно, есть, и с точки зрения затрат на разработку и производство цена объектива представляется оправданной, вот только давать его в руки кому ни попадя - занятие бесперспективное.

Объектив MP-E 65 и камера EOS-1D Mark II предоставлены фирмой Canon

02.07.2004
Установите проигрыватель Flash

Облако тегов:
3D печать
Arduino
Raspberry Pi
Аэрофотосъемка
Байдарки
Геомеханика
История
Камеры
Макросъемка
Объективы
Освещение
Панорамы
Принадлежности
Принтеры
Программы
Сканеры
Стереосъемка
Фильтры
Фокусировка
Фотокубики
...
rss