Samsung S1030"Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". Единственное, что у меня осело из диалектики, - это то, что все развивается по спирали и что все уж было, что если поискать, то всегда можно найти аналогию, где все очень похоже, почти так, но не совсем. Помню я еще, что «Жучка есть собака» (В.И.Ленин. К вопросу о диалектике // Ленинский сборник, под редакцией Н.И.Бухарина, В.М.Молотова, М.А.Савельева, М-Л, 1930. С.325), то есть мне понятно, что S1030 - это камера. Однако у собак бывают разные породы. А камеры можно разделить на несколько типов. Их можно классифицировать по размеру кадра и по функциональным возможностям. Можно сказать, что полвека назад все устаканилось. Все, но не совсем. Лет пятнадцать назад появились "мыльницы" - камеры, отличительной особенностью которых был внешний вид, похожий на мыльницу, а функционально – полная автоматизация процесса. Потенциальный покупатель "мыльницы", знать не хотел, как она устроена, к какому классу относится, главное – нажал кнопку, а остальное за тебя сделают. Пластмассовая мыльница на фоне: компактной довоенной Welta; выпущенной лет через 20 после нее, уже не столь компактной и существенно более простой "Смены 6"; одного из типичных представителей компактных камер, по внешнему виду напоминающих мыльницу, - "Canon Prima Zoom Shot"; ну, и конечно, нашей героини. Во времена моей юности в подобные мыльницы помещали самодельные транзисторные приемники, в результате и их фабричные собратья получили это название. Камеры подобного вида появились лет через 20 и унаследовали название. Если бы, как это произошло с компьютерами, образовался розничный рынок комплектующих для аппаратов, я бы с удовольствием собрал в этой мыльнице свой собственный аппарат. Собственно нужна матрица и материнская плата, а объективов и затворов за последние сто лет выпустили столько, что всегда можно найти что-нибудь подходящее. Впрочем, о самодельных камерах я уже писал, см здесь. Основное внешнее отличие компактов, сложившееся уже очень давно, состоит в том, что они не требуют кобуры и довольно сильно трансформируются при переходе из транспортного в рабочее состояние. Посмотрим на нашу камеру. Внешне это, безусловно, мыльница. Следовательно, разбираться и сравнивать ее с чем-то не имеет смысла - для тех, кто покупает мыльницу, достаточно того, что она снимает, а в остальном, они готовы полагаться на рекламу. Однако, присмотревшись внимательнее, мы видим, что эту камеру можно отнести не только к мыльницам, но и к одному из старых классов, поскольку на верхнем колесе выбора режимов есть буковка M, свидетельствующая о наличии ручного режима. Внимательно изучая другие надписи на камере, можно представить и что от нее можно ожидать. Итак, 10 Мп, т.е. очень много дешевых чувствительных элементов. Объектив, названный SAMSUNG SHD LENS ZOOM 7,4 – 22,2 mm. О чем говорит эта надпись? Есть мнение, что загадочные буквы SHD имеют отношение к оптике фирмы Schneider-Kreuznach, одной из самых именитых в истории оптики. До второй мировой войны более дорогие модели оснащались как раз объективами этой фирмы, а не объективами Zeiss, как, например, представленная выше на фотографии компактная довоенная Welta. Фокусное расстояние вкупе с рекламной информацией, что этот объектив по углу соответствует 35-105 мм объективу 35 мм камеры, позволяет определиться и с форматом кадра. Элементарная пропорция говорит, что длинная сторона нашей матрицы равна 7 мм. Т.е. в этой камере установлена матрица типа 1/1,8 дюйма ПЗС матрица, что означает, что ее площадь равна площади видикона с таким же обозначением, т.е. 7,18х5,35 мм. А трехкратное изменение фокусного расстояния еще раз напоминает нам о диалектике развития, поскольку объективы с переменным фокусным расстоянием были предложены для телескопов Барлоу еще в 1828 году, задолго для первого фотоаппарата, - так сказать, очень широкий виток спирали. "Цифра" - это тоже виток спирали, еще в 1878 году Джордж Кери (George R. Carey) опубликовал ряд статей, в которых была предложена электрическая камера на селене, называемая телектроскоп (telectroscope), и содержавшая, судя по дошедшим до нас рисункам, объектив и мозаику из селеновых элементов. Нам не известно как работала и была ли построена камера с матрицей, но электронные сканирующие камеры уже в 80-х годах 19 века были вполне работоспособны (см. мою статью Новая история светописи), так что разнообразие форматов кадра также имеет длинную историю и, на мой взгляд, сегодня можно составить некую таблицу соответствия между пленочными и электронными кадрами по потенциальной возможности получения отпечатков близкого качества и одинакового размера. Качество снимков зависит не только от размера кадра, качества объектива, зерна эмульсии, но и от проявителя. У меня есть рецептурные справочники, содержащие сотни рецептов проявителей, и, проводя аналогию, отмечу, что сегодня существуют десятки алгоритмов преобразования сырого RAW сигнала с матрицы в цветной кадр. Очевидно, что как стандартный проявитель N2, так и стандартное преобразование сигнала с матрицы, не всегда дают оптимальный результат.
Таблица соответствия пленочных форматов матрицам
(потенциальные возможности получить отпечатки сравнимого размера и качества).
"Цифре" удается конкурировать при меньшем размере кадра за счет асферической современной оптики и идеальной плоскости чувствительного элемента. Узкопленочные камеры имели ограниченный набор объективов и не всегда лучшего качества. Что касается больших форматов, то там было проще взять огромную фотопластинку, чем выжимать максимум из объектива и пленочного кадра 6 х 9 см. Многие аппараты этого формата вообще были рассчитаны на получение контактных отпечатков. Как я уже говорил, разбираться с мыльницами неинтересно. Эта же камера является помесью компактной камеры с мыльницей. По функциональности, как компактная камера, это отнюдь не Welta, скорее Смена. Да и по качеству объектив ближе к Триплету Смены, чем к объективу Xenon, установленному на аппарат Welta. С учетом, конечно, того, что на этом витке объектив стал с переменным фокусным расстоянием. Итак, прикинем, что можно ждать от этой комбинации. Размер кадра в пикселях 3648х2736. Делим длинную сторону и получаем, что размер одного пикселя – примерно 2 микрона. Т.е. пленка у нас очень мелкозернистая, объектив так себе, не очень светосильный, F:2,8 – F:7,1. Т.е. света мало, и на столь маленький пиксель может не найтись вообще ни одного фотона. Включив камеру, мы убеждаемся, что ручной режим позволяет нам выбрать любую выдержку в диапазоне от 8 до 1/1500 с. А вот диафрагмы только две – максимальную и минимальную для данного фокусного расстояния. Т.е. при фокусном расстоянии 7 мм мы можем выбрать диафрагму F:5 а при 22 мм F:13. Т.е. у нас есть возможность довольно сильно изменить глубину резкости. Однако, запускаем программу для расчета глубины резкости, нажимаем знак вопроса, выбираем матрицу 7,2х5,4,и 10 Мп. И видим, что дифракция уже мылит наше изображение; предельной диафрагмой, при которой имеет смысл использовать столь мелкие чувствительные элементы, является F:8, при уменьшении диафрагмы линейный предел разрешения превысит заданный размер допустимого кружка фокусировки. Т.е. ситуация, которую фотографы проходили уже лет 70 назад - мелкозернистая пленка не дает более четкого изображения, поскольку объектив не позволяет, а низкая чувствительность, однозначно связанная как с мелким зерном пленки, так и с маленькими чувствительными элементами, приводит еще и к появлению шевеленки, т.е. смазу из-за длительных выдержек. Но это все теория, а на практике все оказалось еще любопытнее. Повышение чувствительности мелкозернистой пленки за счет форсированного проявления, как и усиление сигнала чувствительных элементов, позволяет решить проблему, но отнюдь не так здорово, как если бы мы взяли более крупнозернистую и, соответственно, более чувствительную пленку или матрицу с меньшим числом пикселей. Чувствительность этой камеры может быть повышена с 80 ISO до 1000 ISO. Обращаю ваше внимание, что в спецификации данной камеры на сайте фирмы на момент написания статьи для этой камеры указывалась максимальная чувствительность 1600 ISO. Ход разумный для тех, кто покупает мыльницу и не собирается разбираться, что же на самом деле может камера. Кстати, для них есть специально возможность установить чувствительность на авто, но это входит в противоречие с лозунгом на описании: Discover the possibilities, который можно перевести как "Открой возможности", я бы уточнил - исследуй прибор, прежде чем использовать. В меню камеры можно выбрать разрешение и меньше 10 мегапикселей, однако, шумоподавление при этом используется не очень эффективно. Во всяком случае, в графическом редакторе можно преобразовать 10 Мп изображение в меньшее с несколько лучшим качеством, чем позволяет это сделать камера. Фактически меньшее разрешение - это просто экономия места на карте. Камера работает с картами SD и MMC, к компьютеру подключается через USB. При подключении камеры к компьютеру она становится еще одним съемным диском. Для этого, впрочем, Windows может потребоваться драйвер, прилагаемый к камере, а в Linux’ е вы увидите только, что камера подключена, воспользоваться ей, как диском, не удастся. Подобное решение достаточно странно, поскольку никаких дополнительных функций по управлению камерой от компьютера не предусмотрено. Было бы куда разумнее сделать так, чтобы она была видна как стандартный флеш-накопитель. Управление камерой осуществляется колесом выбора режимов на верхней панели и с помощью трех меню. При вращении колеса выбора режимов на экране отображается нижеприведенная картинка: Основное меню вызывается кнопкой Меню, второе – кнопкой +/-, третье – кнопкой, обозначенной буквой Е. Кнопка +/- позволяет выбрать чувствительность, баланс белого, коррекцию экспозиции и коррекцию цветов. Кнопка Меню позволяет выбрать размер кадра, качество, сжатие в JPEG, резкость, покадровую непрерывную съемку или эксповилку, многозонный или точечный замер экспозиции, информацию на экране, тип используемых элементов питания, и т.д. В меню Е собраны в основном рюшечки и фенечки, как-то: рамка вокруг изображения, цветные фильтры, сепия, черно-белое изображение и негатив. Последние два, впрочем, могут пригодиться. Съемка частей кадра, съемка составного изображения, когда вы можете снять отдельно до четырех частей кадра. Полезность этой функции мне не очень понятна, разве что вы сидите в кафе, где установлен автомат для печати фотографий. Кроме того, есть режим Размытие изображения, так сказать, некий протез, заменяющий возможность менять глубину резкости изменением диафрагмы.
ТестыШумы
Шумы при съемке серой шкалы, освещенной галогенной лампой накаливания, при разных ISO и записи 10, 6 и 4-мегапиксельного кадра. Для сравнения приведен снимок, сделанный 4 Мп камерой Casio QV-4000 с тем же размером матрицы. В таблице приведены средние значения яркости и стандартное отклонение. При низких чувствительностях стандартное отклонение в интегральном канале яркости смотрится очень привлекательно не только по сравнению с относительно старой камерой Casio, но и с современными зеркальными камерами, однако если рассматривать каждый цветной канал отдельно, то данная камера им уже сильно проигрывает. Алгоритм преобразования снимка в кадр меньшего размера представляется не очень удачным, поскольку уровень шумов практически не меняется, а при сильном уменьшении до 4 Мп даже возрастает. Шумы 10 Мп матрицы, сравнимые с шумами 4 Мп матрицы того же размера, выглядят большим достижением, но то, что при уменьшении записываемого кадра до 4 Мп шумы остаются прежними и выглядят идентично шумам 4 Мп камеры шестилетней давности, свидетельствует о неэффективном алгоритме преобразования. Это тем более обидно, поскольку за прошедшие годы производительность встроенного в камеру процессора существенно возросла. Спектральные характеристики
Спектр галогенной лампы накаливания. При освещении тестовой таблицы этой лампой автоматический баланс белого не справляется со своей задачей и лучше принудительно выбрать в меню баланс белого для ламп накаливания Тестовая цветная таблица Kodak при освещении галогенной лампой накаливания. Автоматический баланс белого. Тестовая цветная таблица Kodak при освещении галогенной лампой накаливания. Баланс белого - Лампа накаливания. Спектр люминесцентной лампы. При освещении этой лампой, наоборот, автомат прекрасно справляется с балансом белого, а вот выбор ламп дневного света , что первого (Лампы холодного белого света), что второго типа (Лампы теплого белого света) дает неудовлетворительный результат. Отмечу, что в заголовке EXIF оба типа ламп дневного света отмечаются совершенно одинаково, и потом, оценивая снимки, вам не удастся установить, какой же выбор был оптимальным. В этом случае вас спасет только встроенный диктофон, если вы продиктуете на него параметры съемки. Полосы излучения в спектре данной лампы хорошо совпали с полосами пропускания фильтров перед матрицей, и для нее хорошим выбором оказался баланс белого для солнечного света. Автоматический баланс белого. Баланс белого - Солнечный свет Баланс - Лампы дневного света ХБ Баланс - Лампы дневного света ТБ Разрешение
У этой камеры можно выбрать только два значения диафрагмы, и снимки мир показывают, что при них разрешение совершенно одинаковое. Фокусное расстояние 7,4 мм, диафрагма F/2,8 сверху и F/7,1 снизу. Фокусное расстояние 22,2 мм, диафрагма F/5,1 сверху и F/13,1 снизу. Этому факту можно придумать сто одно объяснение, но закрадывается нехорошее сомнение, а был ли мальчик. В описании к камере есть такие фразы: "П:ри выборе малых значений диафрагмы объект съемки получается резким, а фон – размытым. При выборе больших значений диафрагмы объект съемки и фон получаются резкими." Из физики известно, что все должно быть с точностью до наоборот: чем больше дырка диафрагмы, тем меньше глубина резкости. Диаметр диафрагмы, в свою очередь, определяется путем деления фокусного расстояния объектива на диафрагменное число. Именно последний термин и надо было использовать в описании. Но проверим на практике. Ниже приведены два снимка наклонной миры, снятой с фокусным расстоянием 22 мм с расстояния 55 см и при диафрагмах F/5,1 и F/13,1. F=22,2 мм, F/13,1 F=22,2 мм, F/5,1. Щелкнув мышью по миниатюрам, можно детально рассмотреть исходные снимки Однако глубина резко изображаемого пространства на этих снимках совершенно одинакова, в то время как по расчетам она должна была измениться более, чем в два раза. Похоже, что диафрагма у этой камеры постоянного диаметра, изменение диафрагменного числа связано с изменением фокусного расстояния, а вот что происходит, когда мы меняем значение в ручном режиме, не ясно. Похоже, что между объективом и матрицей помещается 6,5 кратный нейтральный фильтр. Он влияет только на экспозицию, и его присутствие не сказывается на глубине резко изображаемого пространства. Решение, уже встречавшееся, например, в камере Nikon COOLPIX 4300, но, как говорил один известный персонаж, предупреждать надо. Внимательно всмотревшись в многократные отражения люстры от линз объектива, я заметил, что при включенной минимальной диафрагме появляется лишние отражение. Стекло отражает, а металлическая черненая диафрагма, не должна бы:-) Закрытая диафрагма может только убрать отражения от расположенных за ней линз. 10 Мп 6 Мп 4 Мп Вышеприведенные 3 снимка сделаны с одной точки при фокусном расстоянии объектива 7,4 мм и записаны с разным разрешением. И на 10 Мп и на 6 Мп фотографиях видно 8 колец, то есть они содержат одинаковое количество деталей. Для объектива 10 Мп матрица избыточна. Кружок фокусировки лимитируется объективом, а не матрицей, и опасения, что дифракция может испортить картинку при сильном диафрагмировании, оказались несостоятельными. Однако снимать с этим разрешением все же стоит, поскольку в графическом редакторе можно сильнее подавить шумы, чем это делает камера. Натурные испытанияКак уже не раз говорилось, 10 Мп сами по себе ничего не значат. Ниже приведены 2 кадра: кадр, снятый данной камерой при фокусном расстоянии 7,4 мм, и камерой Canon EOS 5D с объективом Pentacon с фокусным расстоянием 29 мм. Если из 12 Мп кадра вырезать участок, соответствующий по углу зрения компактной камере, то мы получим как раз 10 Мп. Это будет практически идеальный 10 Мп кадр, поскольку из этой матрицы можно выбрать 10 миллионов чувствительных элементов самого большого размера плюс очень хороший объектив.
Разница
действительно есть, но не такая большая, как можно было бы ожидать. Если щелкнуть мышью по приведенным фрагментам, то можно увидеть кадры целиком.
Пересъемка текстовТеперь самое интересное и, возможно, самое полезное. Испытание функциональности камер на соответствие тому, для чего она покупалась. Камера покупалась как записная книжка научного сотрудника. Т.е., как от фотокамеры, от нее требуется только 10х15 с приличным качеством, что она безусловно может. Но, кроме этого, нужно было, чтобы она снимала в библиотеке и без вспышки, поскольку вспышка в библиотеке всех раздражает, да и двух аккумуляторов формата АА не хватит и на средних размеров брошюру, не говоря уже о раздражающих паузах, необходимых для зарядки вспышки. Здесь отмечу, что в меню камеры предусмотрена возможность выбора, используете вы одноразовые элементы или аккумуляторы. По умолчанию установлены одноразовые элементы, что может привести к тому, что если вы вставите в нее заряженные наполовину аккумуляторы, то камера просто не стартанет, и чтобы с ними работать, вам придется где-то добыть пару одноразовых элементов, переставить и выбрать меню Аккумуляторы. Вообще говоря, для того, чтобы получить читаемый текст на листе A4, 6 Мп вполне достаточно. Ниже приведены два снимка. Один сделан в режиме 10 Мп и затем уменьшен до 6 Мп в графическом редакторе, второй сразу снят в режиме 6 Мп. Учитывая дешевизну карт памяти и отсутствие шумоподавления при уменьшении размера кадра, на мой взгляд, вывод однозначный: снимать надо в режиме 10 Мп. Чтобы не запутаться, что же вы все-таки сняли, у камеры есть режим диктофона, позволяющий записать 10-секундные комментарии к каждому кадру. Съемка через окуляр микроскопаЭто не задача микросъемки для последующей распечатки, а задача запечатлеть для памяти увиденное глазом. Т.е. камера достается из кармана и без дополнительных приготовлений типа крепления на штатив, просто держится руками вплотную к окуляру. С 8х кратным объективом и с 10х кратным окуляром при подсветке рассеянным светом от окна получается вполне четкий кадр, в чем вы можете убедиться сами. При большей кратности объектива нужен, либо более мощный осветитель, либо нужно ставить камеру на штатив.
Пересъемка пленокЕсли вы обнаружили у знакомых катушку пленки и хотите сохранить некоторые кадры для себя, а заодно понять, что же на них все-таки изображено, то выбираем в меню Негатив и, держа камеру руками, делаем снимок. Конечно, пленочный кадр 24х36 занимает не всю площадь кадра, но все равно полученное изображение будет лучше, чем на бытовых пленочных сканерах, которые выпускались в момент, когда эта пленка была сделана, - типа Epson FilmScan 200 или Polaroid SprintScan 35/LE, о которых я писал лет десять назад. Если же кадр немного обработать в графическом редакторе, то результат будет вообще очень хороший.
Небольшое замечание: оптимальный результат получается в широкоугольном режиме макросъемки. При этом, если снимаемую пленку вы расположили на светостоле, то необходимо обязательно прикрыть плотной бумагой пространство стола вокруг пленки. Иначе блики от серебряного корпуса камеры здорово испортят ваш кадр. Если снимать кадры среднего формата – 6х6, 6х4,5 см, то результат получается вообще великолепный. Ниже приведены снимки диапозитива, на пленке ORWO UT18, и негатива, на немаскированной пленке ДС4, которым уже четверть века. Киев 88, пленка диапозитивная ORWO UT18
Любитель 66, пленка негативная, немаскированная ДС4
Результаты, на мой взгляд, лучше, чем можно получить с помощью большинства планшетный сканеров, и лучше, чем в свое время удавалось получить при печати негатива в домашних условиях. Видео режимВ завершение, прежде чем представить галерею снимков, сделанных данной камерой, скажу пару слов о видео режиме. Камера позволяет записывать видео ролики в формате MPEG-4, максимум 640х480 пикселей, с частотой 30 кадров в секунду, со звуком. Во время съемки можно менять фокусное расстояние, при этом запись звука отключается, чтобы не был слышен шум мотора. Вообще изменением фокусного расстояния при съемке злоупотреблять не стоит, поскольку при наплывах резкость, как правило, теряется, и эти моменты, скорее всего, придется вырезать при последующем монтаже. Галерея
Щелкнув мышью по миниатюрам, можно увидеть исходный снимок.
P.S.Камера вполне соответствует цене за которую я ее купил при новогодней распродаже. За бесполезные лишние мегапиксели практически ничего лишнего не взяли, поскольку более дешевая 6 Мп модель S630 имеет меньшую по размерам матрицу и, соответственно, меньшую чувствительность и другой объектив. Лапшу с диафрагмой, вероятно, тоже можно простить, поскольку режим М все равно может быть очень полезен. В этом режиме можно задать постоянные экспозиционные параметры, гарантирующие, что два кадра будут сняты одинаково. Фактически это режим выбора выдержки с небольшим довеском. На историю с диафрагмой можно взглянуть, конечно, и как на попытку дискредитировать все программы расчета глубины резкости, ведь они с этой камерой не смогут предсказать ничего правдоподобного, а в этом случае это прямо касается и моей программы, и меня лично :-) В общем, не зря они написали Discover на коробке - нас предупреждают: смотри в оба, после покупки можно обнаружить много неожиданного. Исследуйте камеру она выполняет свои функции, но ранее приобретенные знания физики вам не помогут снимать этой камерой оптимальным образом:-) 23.01.2008
Установите проигрыватель Flash
|
Облако тегов:
...
|