Компактный Canon PowerShot S45
и миниатюрный Nikon COOLPIX 4300
Деление, безусловно, искусственное, но, хотя камеры одного класса и близкой
цены, они такие разные.
Испокон веков производители стремились сделать свою продукцию привлекательной
для потребителя. Привлекательность понятие довольно расплывчатое. Как известно,
на вкус и цвет товарищей нет. Но таскать лишнюю тяжесть никто не любит, поэтому
стремление к компактности есть почти всегда. Применительно к фотокамерам - это
получить минимальный размер и вес при неизменном формате кадра и фокусном расстоянии
объектива. Начиная с некоторого момента, однако, становится невозможно уменьшить
размер и сохранить размер кадра, тогда появляются меньшие камеры, но уже другого
класса. Процесс миниатюризации можно было бы продолжать до бесконечности, но
оказывается, что сделать миниатюрную камеру можно, но вот чтобы ей снимать,
придется превратиться в лилипута. Блестящим примером миниатюризации является,
например: Novelty Subminiature
Hit Camera
Но все же камерой надо снимать и подобные крайности встречаются редко. На то,
какой должна быть компактная камера, на мой взгляд, нет однозначного ответа.
Есть миниатюрные копии больших камер (Нарцисс,
Зенит-Сюрприз), есть и совсем на них не похожие малютки. Среди последних
имеется относительно большая группа аппаратов, подражающих по дизайну сделанной
в 36 году в Риге камере Minox.( о
шпионских фотоаппаратах на русском). У многих именно с ней и ей подобными
(Minolta 16, Киев-Вега,
Киев-30) ассоциируется понятие классической компактной камеры. Когда выбираешь
камеру, то ожидания, сформированные модой и ранее виденным, часто становятся
определяющими. Ведь для удачной съемки камера должна стать продолжением рук,
а этого трудно ожидать от устройства, за которое не знаешь, с какой стороны
взяться. Итак, для тех, кто ожидает увидеть миниатюрную копию большой камеры,
предназначен Nikon , а для поклонников классического наследия Рижской камеры
- Canon.
Особенностью компактных камер как класса является то, что многие расширенные
функции, которыми обладают эти камеры, предназначены для незначительного числа
их пользователей. Основное - это чтобы камера легко извлекалась из кармана и
его не оттягивала, и была сразу готова к съемке в автоматическом режиме без
излишних размышлений. Основной режим - съемка на вскидку.
Автоматика у обеих камер работает превосходно, насколько я могу оценить, как
человек, привыкший работать в основном с ручными настройками камер. Поэтому
для большинства рекомендации простые: выбирайте ту камеру, которая вам больше
нравится по внешнему виду и которая, на ваш взгляд, является продолжением ваших
рук и будет меньше драть ваш карман.
Теперь для меньшинства, любящего повозиться по-настоящему. Nikon по внешнему
виду - мини-копия большого аппарата и соответственно может, как взрослый, через
переходное кольцо UR-E7 использовать теле или широкоугольные конверторы. Это
плюс. А минус, который полностью определяет мое отношение к этой камере, прекрасно
сформулирован в описании, которое, между прочим, есть и на русском языке.
Замечания по минимальной диафрагме.
В фотокамере COOLPIX 4300, когда установлена минимальная диафрагма для
управления количеством света, попадающим в фотокамеру, используется фильтр.
Поэтому установленная минимальная диафрагма может дать меньшую глубину резкости,
чем может ожидаться от значения диафрагмы, показанного на мониторе.
Если учесть, что диафрагмы по паспорту этой камеры всего две, то механизм изменения
диаметра диафрагмы у этой камеры просто не предусмотрен. И если света много,
то вводится нейтральный фильтр. Подобные случаи известны и классической фотографии,
однако в российской практике, например, у объектива Рубинар,
у которого изменяемая диафрагма отсутствует, и в комплекте к которому прилагаются
нейтральные фильтры, они так и называются нейтральными фильтрами, а не диафрагмой.
Собственно, особых возражений против подобного обозначения в меню у меня нет,
здесь краткость важнее, тем более что в инструкции нам это разъяснили, а вот
в спецификации использование вольно трактуемых терминов граничит с уголовщиной.
Все-таки приходится признать, что культура и качество – понятия разные. Я вначале
написал еще много резких слов, но затем стер, я от них не отказываюсь, но это
тот случай, когда хочется не сатисфакции, а объяснеий: зачем так сделали. Фотография
не только служит регистрации изображений, но и является прекрасным занимательным
пособием по физике, и вот эту благую цель просвещения фирма признавать не хочет,
наоборот, путаность терминов и неочевидность конструктивных решений служит оболваниванию
потребителя.
Ясно, что при таком подходе никакой речи о приоритете диафрагмы или приоритете
выдержки быть не может, есть только ручной режим, когда вы можете установить
выдержку и фильтр, или полностью автоматический режим. Впрочем, возможно, я
глубоко не прав и это подготовка к технологическому прорыву. Недавно появилась
информация, что найден способ повышения глубины резкости цифровых камер при
полностью открытой диафрагме и, возможно, фильтр - это только промежуточное
решение. Для знающих английский даю ссылку на сайт CDM
Optics.
Для неграмотных есть также наводка по символам типа Смена-8, называется режим
Портрет, режим Спорт, режим Ночная съемка. Возможно, я отстал от жизни, но неприятие
символьного режима у меня стойко сложилось еще в момент появления Смены-8 Символ.
После Смены-6, которой я снимал с 60-х годов, у меня сложилось впечатление,
что производители решили выработать у клиента комплекс неполноценности, предполагающий,
что постичь геометрическую оптику в объеме средней школы для него непосильная
задача. Одновременно сложилось впечатление, что качество камер стало соответствовать
предполагаемому уровню их пользователя. Теперь прикинем с помощью программы
расчета глубины резкости, во что выливается постоянная диафрагма в случае,
когда недостатка света нет. При фокусном расстоянии 20 мм гиперфокальное расстояние
для камеры Nikon будет 10 м. При этом от 5 м до бесконечности изображение будет
резким.
У камеры Canon диафрагму можно закрыть до F: 8. При этом гиперфокальное расстояние
будет равно 5 м, а резкое изображение будет от 2,5 м до бесконечности. Т.е.
если снимать пейзаж с передним планом, то из-за фокусов с нейтральным фильтром
как минимум на 2 м передний план должен быть дальше. Здесь уместно заметить,
что объективы у камер практически идентичны. При максимальном фокусном расстоянии
разница между частотными характеристиками (ЧКХ) камер Nikon, Canon (объектив
полностью открыт, диафрагма F:4,9) и Casio QV 4000 (диафрагма закрыта до F:5,6),
лежит в пределах ошибки измерения. Я даже не привожу получившиеся графики, поскольку
они представляют собой пляски пьяных гусениц вокруг некой общей средней линии.
Таким образом, компактность практически не отразилась на качестве, но уменьшение
габаритов, а соответственно, максимального диаметра линз, привело к почти 4-кратному
снижению светосилы по сравнению с полноразмерными моделями, такими как Casio
QW-4000 и Canon G2. Поскольку камера Nikon является миниатюрной копией большой,
то надо не забывать снимать крышку с объектива. В противном случае есть риск
повредить шестерни привода. Судя по косвенным данным, камеры оснащены матрицей
от Sony типа 1/1,8 дюйма (т.е. того же размера, что и у старших моделей). Однако
используются разные системы фильтров: у Canon GRGB а у Nikon – CYGM. Съемка
спектра галогенной лампы накаливания, полученного с помощью дифракционной решетки,
показывает, что в световом пространстве RGB результат практически одинаков,
и разницу можно заметить только в форме кривой зависимости амплитуды сигнала
от длины волны в синем канале.
Canon PowerShot S45
Nikon COOLPIX 4300
Casio QV4000, похоже, имеет ту же матрицу, что и Canon, с той же системой фильтров
и, как видно из ниже приведенного графика, схожий ход кривых спектральной чувствительности.
Casio QV4000
Что же касается камеры Canon, то это полнофункциональная камера (модернизация
S40) с режимами приоритета
выдержки, приоритета диафрагмы, ручным режимом. Изюминкой является возможность
записывать кадры в формате RAW и управлять съемкой через компьютер. К условным
минусам можно отнести то, что поскольку камера компактная, то стандартных средств
присоединения оптических насадок к ней не предусмотрено.
Технические характеристики
|
Canon PowerShot S45 |
Nikon COOLPIX 4300 |
Вес |
323 г (260 г - одна камера) |
286 г |
Размер |
112 х 58 х 42 мм |
95 х 69 х 52 мм |
Макс. размер кадра |
2272 x 1704 |
2272 x 1704 |
Формат записи |
JPEG, RAW |
JPEG, TIFF |
Матрица |
ПЗС 1/1,8" GRGB ; 4,1 Мп |
ПЗС 1/1,8" CYGM; 4,1 Мп |
Объектив |
7,1 - 21,3 мм
(35 - 105 мм в 35 мм эквиваленте) |
8 - 24 мм
(38 - 114 мм в 35 мм эквиваленте) |
Диафрагма |
F:2,8 - F:4,9 / F:8 |
F:2,8/F:7,6, F:4,9/F:13,4 |
Выдержка |
15 с - 1/1500 с |
B, 8 с - 1/1000 с |
ЖК экран |
1,8"; 118000 пикселей |
1,5"; 110000 пикселей |
Ручная фокусировка |
есть |
есть |
Диапазон фокусировки |
от 10 см |
от 4 см |
Приоритет выдержки |
есть |
нет |
Приоритет диафрагмы |
есть |
нет |
Ручная установка выдержки и диафрагмы |
есть |
есть |
Память |
Compact Flash (Type I or II) |
Compact Flash (Type I only) |
Питание |
NB-2L Li-Ion
(7,4 В; 570мАчас) |
EN-EL1 Li-Ion аккумулятор (7,4 В; 680мАчас)
или батарея 2CR5 |
Зарядное устройство |
CB-2LT |
MH-51 |
Видео выход |
PAL или NTSC |
PAL или NTSC |
Связь с компьютером |
USB |
USB |
Звук |
есть |
нет |
Nikon MH-51и Canon CB-2LT
Nikon EN-EL1 и Canon NB-2L . Элементы АА приведены только для масштаба.
Меню
С моей точки зрения, можно приспособиться и к тому, и к другому. Поэтому выбирать
надо из эстетических соображений, какие пиктограммы вам больше нравятся. По
возможности, я старался поместить рядом схожие меню, но мне это не везде удалось,
поскольку логика выбора режимов у камер существенно отличается.
Canon PowerShot S45
|
Nikon COOLPIX 4300
|
|
|
Информация на экране в процессе съемки при ручной фокусировке. У Canon
есть дистанция в метрах, правда, в описании сказано, что к ней надо относиться
как к ориентирам, у Nikon только символическое обозначение крайних пределов:
гор на горизонте и цветка на ближнем плане.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фото
Canon PowerShot S45
|
Nikon COOLPIX 4300
|
|
|
F=7 мм; !/320 с ; F:7,1
|
F=8 мм; !/247 с ; F:7,6
|
Щелкнув мышью по миниатюре, можно увидеть исходный кадр.
|
|
|
Фрагмент. F=7 мм; !/1000 с ; F:4,5
|
Фрагмент. F=8 мм; !/315 с ; F:7,6
|
|
|
Фрагмент. F=21 мм; !/640 с ; F:4,9
|
Фрагмент. F=24 мм; !/92 с ; F:13,4
|
Заключение
Две компактные цифровые камеры в одном ценовом диапазоне. Автоматика обеих
камер нареканий не вызывает. Nikon, хоть и похож на настоящую камеру, скорее
рассчитан на любителей мыльниц, которые, однако, не хотят в этом признаться.
Но с ним можно использовать стандартные оптические насадки и у него меньшая
дистанция фокусировки при макросъемке. Canon логично продолжает как традиции
и компактных пленочных камер, так и своих цифровых предшественников. Усовершенствования
по сравнению с предыдущей моделью в основном коснулись электронной начинки камеры.
Камера не предназначена для использования с дополнительными внешними устройствами,
однако по возможностям управления она не уступает более крупным моделям.
27.03.2003
Установите проигрыватель Flash
|
Облако тегов:
...
|