Minolta DIMAGE 7

Minolta DIMAGE 7

Появление камер Minolta DIMAGE 7 стало, на мой взгляд, значительным событием. Во-первых, это первая 5-мегапиксельная камера в наших обзорах, а во-вторых, это законченная концепция именно цифровой фотокамеры. При общении с ней возникает ощущение, что наконец-то "сшили костюмчик по собственной фигуре", а не донашивают платье старшей, галогеносеребряной сестры. Практика покажет, насколько решение, заложенное в конструкцию этой камеры, удобно и жизнеспособно, но ее логичность восхищает. Осмелюсь предположить, что эта камера открывает эпоху зрелости цифровых фотокамер. Качество матрицы уже достаточно высоко, чтобы было заметно, что решающий вклад в качество снимка вносит объектив, разрешение которого по центру превышает разрешение по краям. К огорчению потребителей, зрелость имеет и свою оборотную сторону. Как показывает история фотографии, цена на хорошие объективы – величина постоянная. Дальнейшее развитие и удешевление электроники вряд ли существенно скажется на цене камер этого класса. Мне представляется, что будущее за цифровыми камерами со сменной оптикой, типа Leica (ФЭД), где каждый сам будет комплектовать аппарат тем объективом, который ему по карману: относительно дешевым и высококачественным объективом с постоянным фокусным расстоянием; объективом с переменным фокусным расстоянием, умеренной ценой, но посредственными характеристиками; или шедевром оптического приборостроения, стоимость которого многократно превышает стоимость самой камеры.

Итак, что же представляет из себя наша героиня?

Матрица, содержащая 5,24 млн пикселей, из которых используются 4,95 млн, что позволяет получить фотографию размером 2560 х 1920 пикселей. Это дает увеличение линейных размеров фотографии всего лишь на 20 % по сравнению с 3-мегапиксельной камерой, но мы вступили в эпоху, когда придется смириться с тем, что за каждый процент придется платить очень и очень много.

Объектив содержит 16 элементов в 13 группах, причем 2 линзы выполнены из стекла с аномальной дисперсией (стекло обладает крайне малой дисперсией, т.е. показатели преломления для синей и красной областей спектра почти не отличаются), а 2 линзы имеют асферическую поверхность. Фокусное расстояние объектива меняется от 7,2 до 50,8 мм, что по изменению угла зрения эквивалентно объективу с фокусным расстоянием 28-200 мм у камеры, снимающей на 35 мм пленку.

Максимальное относительное отверстие объектива F:2,8 при фокусном расстоянии 7,2 мм и F:3,5 при фокусном расстоянии 50,8 мм. Изменение фокусного расстояния объектива осуществляется поворотом обрезиненного кольца. На мой взгляд, это существенно удобнее, чем моторный привод, осуществляющий изменение фокусного расстояния объектива, поскольку, во-первых, вы можете изменить его почти мгновенно, а во-вторых, величину изменения фокусного расстояния вы оцениваете не только взглядом, устремленным в видоискатель, но и кончиками пальцев, поворачивающими кольцо. Моторный привод изменения фокусного расстояния в основном актуален при видеосъемке, когда резкие рывки раздражают зрителя. У цифровых фотокамер его использование, вероятно, обусловлено еще тем фактом, что мотор обращается с механикой куда более нежно, чем лапы фотографа, и в дешевых камерах это позволяет использовать менее прочные материалы. При съемке Minolta создается ощущение абсолютной надежности объектива, никакого люфта не наблюдается.

Объектив снабжен резьбой под светофильтры диаметром 49 мм. При изменении фокусного расстояния и фокусировке резьба не вращается, поэтому можно с комфортом использовать даже поляризационные фильтры. Камера укомплектована блендой на объектив с байонетным креплением.

информация

Перемещение объектива позволяет осуществлять фокусировку объектов, находящихся на расстоянии от 50 см до бесконечности (отсчет дистанции производится от ПЗС матрицы). Предусмотрена как автоматическая, так и ручная фокусировка. Ручная фокусировка осуществляется по резкости изображения, которое вы можете рассматривать в один из двух видоискателей, один из них – стандартный ЖК экран размером 46 мм на задней панели камеры, другой же – еще один маленький ЖК экран размером 4,8 мм, снабженный окуляром. Оба видоискателя отображают фактически 100% площади кадра, и в них вы видите именно то изображение, которое в последующем будет запечатлено камерой. В отличие от многих других камер даже точки микродисплея почти не заметны, и точная ручная фокусировка осуществляется довольно комфортно. Окуляр с микродисплеем может поворачиваться относительно камеры, поэтому вы можете осуществлять фокусировку, расположив камеру почти на уровне земли. При необходимости можно добиться резкого изображения и с помощью линейки. На экранах отображается расстояние до объекта съемки. Сделав снимок можно сразу получить исчерпывающую статистичускую информацию.

Поскольку ЖК экраны вещь довольно прожорливая, то предусмотрено автоматическое переключение изображения с одного экрана на другой. Когда вы подносите окуляр к лицу, камера автоматически выключает экран на задней стенке и включает экран перед окуляром.

Ручная фокусировка осуществляется поворотом кольца на объективе. Правда, это кольцо не механически перемещает оптические элементы, а всего лишь дает команду мотору, поэтому по положению кольца нельзя судить, какая же дистанция в данный момент установлена. Объектив имеет и специальный режим для макросъемки. В этом случае фокусировка осуществляется в диапазоне 25-60 см.

Необходимости использовать меню в процессе съемки практически не возникает. В основном с помощью меню производится предварительная настройка камеры под пользователя.

меню

Хотя камера цифровая, управление осуществляется множеством переключателей на корпусе камеры.

Minolta DIMAGE 7

Как и у большинства профессиональных камер, удобство переключения сопровождается и повышенной защитой от несанкционированных действий. Поэтому, хотя и любую операцию можно сделать, не отрывая глаз от видоискателя, она осуществляется в 3 приема: сперва поворотом одного из колес выбирается необходимый режим, потом кнопкой, находящейся в центре этого колеса, вы подтверждаете свой выбор, и наконец, колесиком рядом со спусковой кнопкой устанавливаются необходимые параметры.

Minolta DIMAGE 7

Регистрация изображения осуществляется на карты памяти СF тип 1 и тип 2. Изображение может быть записано в форматах TIFF, RAW ( при регистрации в этом формате файлы имеют расширение MRW) и JPEG. В формате TIFF файлы получаются весьма существенного размера - 14, 444 Мб, в формате RAW – 9,715 Мб. Естественно, при таком гигантском размере время записи не может быть мгновенным. Если вы планируете записывать кадры в этих форматах, существенную роль начинает играть выбор карт памяти. Так, запись одного кадра в формате TIFF на CF карты с контроллерами KTC FC 120xN занимает аж 70 секунд. Любопытно, что на IBM microdrive запись осуществляется почти вдвое быстрее - 31 с. Запись этого же кадра в формате RAW осуществляется за 21 с. Запись на CF карты с контроллерами фирмы Hitachi сравнима по скорости (с точностью до ошибки эксперимента) с записью на IBM microdrive. При записи кадров в формате JPEG даже с минимальным сжатием (размер кадра примерно 4,5 Мб) время записи уже не так критично, поскольку буфер памяти камеры достаточно большой, чтобы она была готова делать следующий снимок менее, чем через секунду, хотя сама запись, судя по светодиоду, индицирующему работу камеры с картой памяти, продолжается около 10 секунд.

Естественно, что камеры, имеющие только ЖК видоискатели, да еще работающие с IBM microdrive, весьма прожорливы. Поэтому, кроме возможности установить в камеру 4 элемента размером АА, предусмотрена возможность и работы с блоком питания, который вешается на пояс. Блок содержит 2 литиевых аккумулятора. В техническом описании не приведены требования к внешнему блоку питания, поэтому во избежание поломки камеры необходимо пользоваться фирменными сетевыми адаптерами AC-1L или AC-2L.

Minolta DIMAGE 7
аккумуляторы

Энергия элементов питания тратится не только на работу камеры, но и на обогрев рук фотографа, что, вероятно, очень приятно, если вы снимаете зимой. Летом же я предпочел бы, чтобы корпус камеры был изолирован, скажем, резиновыми накладками. И вообще, если рука, лежащая на объективе, чувствует себя крайне комфортно, то другую руку, собственно осуществляющую съемку, немножко обидели. Хотя у меня и не медвежьи лапы, но мне все же хотелось бы, чтобы корпус камеры был чуть пошире и не таким гладким.

Максимальное фокусное расстояние весьма значительное, это почти фоторужье. Камера достаточно легкая, примерно 500 г без батарей и карт памяти. Поэтому при длительных выдержках фактически не удается избежать шевеленки (смаза кадра из-за сотрясения камеры). Впрочем, камера об этом честно предупреждает, сообщая, что даже выдержка в 1/125 с еще не достаточна, чтобы избежать смаза.

Индекс экспозиции, указанный в спецификации, составляет 100, 200, 400 и 800 ISO. Однако если вы хотите в полной мере использовать возможности матрицы и 12-битного АЦП, есть смысл снимать только при минимальной чувствительности. В этом случае недостаток света придется компенсировать вспышками. Камера имеет встроенную откидывающуюся вспышку, и к ней могут подключаться внешние согласованные вспышки Minolta, о которых я писал несколько лет назад, и вспышки некоторых независимых поизводителей, например, Sigma.

разъем

Справиться с сотрясением поможет установка камеры на штатив, благо она снабжена глубоким металлическим гнездом под штативный винт, а также использование пульта дистанционного управления. Можно воспользоваться фирменным, правда, к сожалению, он в комплект не входит, а можно его сделать и самому. Разъем в камере особой замысловатости и не представляет, и подобрать к нему что-нибудь подходящее труда не составит. Конструкция же самого пульта очень проста и представляет собой два выключателя. Замыкаем ножки 1 и 2 – камера производит замер. Далее замыкаем все три ножки - и происходит съемка.

Результаты тестов

Поскольку время, отведенное на тестирование, позволило только провести осмотр с поверхности, ограничимся сравнением разрешения по центру и по краям кадра. Анализ кольцевых и радиальных мир проводился с помощью программы Дмитрия Кузнецова Levels.

Сначала попробуем оценить, насколько объектив справляется со своей задачей при фокусном расстоянии 49 мм. Снимок мир выполнен при дневном освещении, диафрагма F:3,4, выдержка 1/32 с.

Levels
На графике представлена зависимость амплитуды яркости вдоль дуги окружности , пересекающей радиальную миру. Мира расположена почти в самом центре снимка. Расстояние от центра кадра до центра миры 130 пикселей. Радиус дуги соответствут разрешению 0,3 штрих/пиксель, где черный и белый штрихи считаются за два. Длина дуги 180 градусов. Начало отсчета соответствует самой верхней точке окружности.

Теперь выберем миру, отстоящую от центра кадра на 1180 пикселей.

Levels
Здесь уже хорошо заметны как астигматизм, так и хроматические аберрации. Для анализа построим графики изменения яркости вдоль прямых , пересекающих кольцевую миру (радиус каждого следующего кольца составляет 0,9 от предыдущего), лежаших в сагиттальной и меридиональной плоскостях.

Levels
ЧКХ для кольцевой миры, расположенной вблизи центра кадра. Различия между графиками , построенными для точек, лежащих в сагиттальной и меридиональной плоскостях, не наблюдается. Хроматические аберрации не заметны, несколько отличается амплитуда в синей и красной областях, но это свидетельствует только о небольшом смещении в балансе белого.

Построим ЧКХ для миры, центр которой смещен от центра кадра на 1280 пикселей по дигонали в правый нижний край кадра.

Levels
Линия, вдоль которой оценивалось изменение яркости точек от частоты штрихов, лежит в меридиональной плоскости.

Levels
Линия, вдоль которой оценивалось изменение яркости точек от частоты штрихов, лежит в сагиттальной плоскости. На приведенных графиках ярко выражен как астигматизм, так и хроматические аберрации.

Посмотрим, как изменятся графики при анализе мир, снятых объективом с фокусным расстоянием 7,5 мм, дафрагма f:3,4, выдержка 1/32 с.

Levels
Расстояние от центра кадра 240 пикселей.

Levels
Расстояние от центра кадра 1220 пикселей. Как видно в последнем случае, астигматизм выражен слабее, чем при больших фокусных расстояниях.

Отдельно сравним хроматические аберрации для широкоугольного и теле объективов:

Levels
Здесь позиции широкоугольника существенно слабее.

Однако ЧКХ цифровой камеры зависит не только от объектива, но и от матрицы. Малое изменение угла, под которым проведена линия, вдоль которой оценивается информация о яркостях точек, - и картина кардинально меняется. Этот эффект особенно силен, если линия почти совпадает с направлением рядов или колонок светофильтров перед матрицей.

Levels

Фото

Фото
Фото
Миниатюра. F= 7,5 мм
Миниатюра. F= 49 мм
Фото
Фото
Фрагмент. F=10 мм.
Фрагмент. F=49 мм.

Выражаю искреннюю благодарность Дмитрию Кузнецову (d.a.smith@mtu-net.ru) за помощь в анализе снимков и предоставленную для этого программу Levels.

Камера предоставлена дистрибуторской компанией АЛИОН
Официальный дистрибутор Minolta

28.08.2001
Установите проигрыватель Flash

Облако тегов:
3D печать
Arduino
Raspberry Pi
Аэрофотосъемка
Байдарки
Геомеханика
История
Камеры
Макросъемка
Объективы
Освещение
Панорамы
Принадлежности
Принтеры
Программы
Сканеры
Стереосъемка
Фильтры
Фокусировка
Фотокубики
...
rss