МАКС 2007Некоторые особенности съемки авиацииКаждые два года в городе Жуковском в ФГУП «Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова» проходит Международный авиационно-космический салон. Стало уже традицией, что фирмы Alion и Thrustmaster организуют V.I.P. зону для приглашенных журналистов недалеко от взлетно-посадочной полосы. В этом году мы снова с огромным удовольствием воспользовались предложением и посетили VIII Международный космический салон МАКС 2007. Само мероприятие, как и участники воздушных показательных выступлений, за два года изменилось не очень сильно. Поэтому желающих составить себе о нем более подробное представление мы адресуем к нашей статье двухлетней давности. Так в этом году выглядела V.I.P. территория Thrustmaster. А это журналисты за работой. Хотя мероприятия очень похожи, однако, количество, безусловно, удачных кадров относительно очень невелико. Поэтому мы решили воспользоваться поводом и обсудить некоторые проблемы съемок подобных мероприятий и пути их преодоления. Самолеты, как известно, летают. И довольно быстро. Причем высоко в небе, где не так уж много ориентиров, которые позволяют оценить масштаб и положение летательных аппаратов относительно Земли. На фотографии зачастую трудно понять, это самолет летит вертикально вверх или просто повернули камеру. Кроме того, расположение трибун относительно взлетной полосы и пилотажной зоны таково, что при пилотаже самолеты зачастую уходят в сторону Солнца. Это, безусловно, великолепный прием, позволяющий скрыться от истребителей противника, но существенно осложняющий жизнь фотографу. В какой-то степени он при этом даже рискует здоровьем: поскольку угол зрения длиннофокусной оптики очень мал, то, следя за самолетом в видоискатель зеркальной камеры, можно ненароком увидеть в нем Солнце. Вероятно, куда выигрышнее снимать подобные мероприятия на видео или кино. Но у нас разговор о фотографии. Поэтому попробуем сформулировать, что мы ждем от хорошей статичной картинки. Так, хочется запечатлеть самолет в воздухе, достаточно крупным планом, с четко различимыми деталями и с ракурсом, который невозможно получить при съемке самолета на стоянке. При этом совсем нелишне было бы как-то создать ощущение движения. Самолеты бывают большие и маленькие, воздушные акробатические элементы индивидуальные и групповые. Конечная цель у фотографа тоже разная – фотография в новостях в Интернете или фотография на обложку глянцевого журнала. Именно эта цель определяет выбор аппарата и оптики к нему. Я в этом году использовал фотоаппарат Canon EOS 5D, т.е. матрица размером 24х36 мм, 12 Мп, размер кадра 4368 x 2912 пикселей. Максимальная скорость затвора 1:8000 с. Здесь напомню, что 1/8000 - это время экспозиции каждой точки кадра, но отнюдь не всего кадра. Кадр как одно целое экспонируется только при выдержках до 1:200 с. При более коротких выдержках перед матрицей пробегает щель, ширина которой и определяет время экспозиции, а интервал между экспонированием самой верхней точки и самой нижней как раз составляет ту самую 1:200 с. Если у нас выдержка 1:2000 с, и размер самолета в кадре примерно 300 пикселей, то он экспонируется как единое целое, поскольку ширина щели как раз и составляет 1:10 кадра и примерно эти самые 300 пикселей. Если же самолет занимает весь кадр, то весьма вероятно, что за время экспозиции одно крыло продвинется существенно дальше другого. Подробнее о работе затвора при коротких выдержках можно посмотреть в нашей статье, посвященной вспышкам Sigma. По сравнению с Canon D60, которым я снимал два года назад, при работе с телеобъективами преимущество этого аппарата в более высокой чувствительности и более длинных сериях. Ну, и в случае объективов типа Пеленг это единственный способ получить всю полусферу одним кадром. Теперь об объективах. Самый длиннофокусный из имеющихся у меня объективов это зеркально-линзовый Рубинар с фокусным расстоянием 500 мм. Объектив с ручной фокусировкой и фиксированной диафрагмой. Для облегчения фокусировки установлено кольцо с «Одуванчиком». Поскольку диафрагма постоянная, то улучшить ситуацию, наводясь на резкость при открытой диафрагме, а потом ее закрывая и увеличивая глубину резкости, (чтобы минимизировать потери, связанные с ошибкой фокусировки), в данном случае нельзя. Я теоретически мог удвоить фокусное расстояние, используя телеконвертер ТК- 2, однако в данном случае это не имеет никакого смысла, самолет – не луна, и времени, чтобы сфокусироваться, не будет. А следовательно, и ни одного резкого кадра тоже. Контровый свет и довольно большое рассеяние самого объектива создают дополнительные трудности. Итак, что можно сделать.
В результате у меня получился достаточно резким каждый четвертый кадр. Надо отметить, что надежды на серию оправдались не в полной мере, поскольку, если серия удачная, то в ней, конечно, можно выбрать наилучший кадр, но и остальные не намного хуже, а вот если нет, то она сразу сдвигает баланс в сторону выброшенных снимков. МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO- 400, 1/6400 с. МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO- 400, 1/2500 с. МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO- 320, 1/2000 с. Фрагмент предыдущего кадра МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO- 250, 1/2000 с. МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO- 800, 1/2000 с. МС РУБИНАР- 8/500. Миниатюра. ISO- 250, 1/2000 с. Второй объектив, которым я пользовался, - это автофокусный объектив с переменным фокусным расстоянием 70-210 мм SOLIGOR AF 70-210 Macro 1:2,8-4 (он же известен как COSINA AF 70-210 f/2,8-4 MC и Vivitar 70-210/2,8-4 APO). Конкретный экземпляр мне очень нравится, хотя, вообще говоря, эту конструкцию выпускали многие фирмы, и не все экземпляры этой конструкции столь же удачны. Съемка велась в режиме следящего автофокуса при закрытой почти до предела диафрагме. Вопрос об оптимальной диафрагме здесь довольно сложен, поскольку закрывая диафрагму и увеличивая глубину резкости, то есть спасаясь от ошибок автофокуса, мы одновременно ухудшаем разрешение за счет дифракции на дырке диафрагмы. И одновременно увеличиваем шумы, поскольку, скорее всего, придется снимать не на минимальной чувствительности. И вот, что у меня получилось с этим объективом. SOLIGOR AF 70-210.Миниатюра. F=210 мм, ISO- 800, 1/1250 с, F:18. Фрагмент предыдущего кадра SOLIGOR AF 70-210.Фрагмент. F=175 мм, ISO- 640, 1/3200 с, F:14. SOLIGOR AF 70-210.Фрагмент. F=124 мм, ISO- 400, 1/2500 с, F:13. SOLIGOR AF 70-210.Фрагмент. F=210 мм, ISO- 640, 1/4000 с, F:14. Как видно, для публикации в рамках этой статьи он вполне годится и для съемки отдельных самолетов. Если же нужен отпечаток большого размера, то его удел - это групповой пилотаж. SOLIGOR AF 70-210.Миниатюра. F=70 мм, ISO- 400, 1/4000 с, F:13. SOLIGOR AF 70-210.(фрагмент) F=210 мм, ISO- 640, 1/1250 с, F:14. Следует заметить, что если сравнивать снимки, сделанные Рубинаром и этим объективом, то каждый пиксель в данном случае будет несколько четче, чем в первом случае, но двукратный запас по масштабу позволяет из снимков, сделанных Рубинаром, получить все же более крупные, хотя и не в два раза снимки сопоставимой четкости. Использование дымовых шлейфов позволяет самолетам рисовать в небе гигантские картины, которые уже никак не снимешь телеобъективом. Здесь своеобразная прелесть от использования объективов типа Рыбий глаз. Разработанный в 1924 г для съемки облачности во всей небесной полусфере одним кадром, он позволяют вам быть уверенными, что все, происходящее в небе, вы снимете. При этом все будет резко, но… Нет в мире совершенства, самое интересное, возможно, будет столь мелко, что можно будет только догадываться о его существовании. Тем не менее, все зарегистрировано, и если вырезать фрагмент, соответствующий размеру вашей колонки, то на нем можно различить и отдельные детали. Пеленг Фрагмент предыдущего кадра Пеленг. Исходный кадр. После коррекции программой PTools Миниатюра фрагмента. Фрагмент В заключение, несколько слов об особенностях съемки самолетов на стоянках. Главная проблема, что на подобных мероприятиях очень и очень много народу, а ваша задача – снять самолет, а не толпу вокруг него. Здесь определенные плюсы есть у компактных камер. Если у них есть поворачивающийся экран, то можно поднять над головой и достаточно точно навестись на объект. В случае же зеркальных камер надежда только на объектив Рыбий глаз. Во-первых, фокусируетесь вы с помощью шкалы дистанций. И если вы просто подняли аппарат над головой и нажали кнопку, то, скорее всего, все войдет в кадр. Дальше, воспользовавшись программами из пакета Panorama Tools, можно исправить и перспективные искажения, и дисторсию. Кроме того, при наличии такого объектива есть смысл пробираться в первые ряды, когда уже никого между вами и самолетом нет. Обычный объектив навряд ли позволит вам снять что-нибудь больше фрагмента, этот же позволяет захватить все целиком. Пеленг. Фрагмент. Еще один способ получить целостную картину - это снимать панораму из нескольких кадров. А потом с помощью все того же пакета Panorama Tools выбирать прямолинейную проекцию и изменять перспективу, чтобы получить кадр, как бы снятый нормальным объективом, но с большей дистанции. Мир 24. F=35 мм. Панорама из трех кадров. Вот, собственно, и все. Еще раз выражаю огромную благодарность фирмам Alion и Thrustmaster за предоставленную возможность и прекрасно организованное мероприятие. 31.08.2007
Установите проигрыватель Flash
|
Облако тегов:
...
|