Canon  EF 135 мм f/2,8 Soft focus

фото

Идею испортить объектив для получения большего художественного эффекта приписывают Джулии Маргарет Кэмерон (1815-1879). В журнале Лондонского фотографического общества, членом которого она являлась, была помещена следующая рецензия на ее творчество: "Потому как одно из особенных очарований фотографии заключается в ее завершенности, деталировке и законченности, мы едва ли можем похвалить работы, в которых целью, как видно, ставится несоблюдение этих качеств". Возможно, она была не первая, и уж точно не последняя, кто пытался получить большую выразительность фотографий, испортив стройную логику построений оптической системы. Ломать не делать, однако и сломанные игрушки часто хочется вернуть к первоначальному состоянию. Сегодня я рассматриваю объектив, который можно легко испортить, но в конструкции которого предусмотрена добрая фея, которая одним движением волшебной палочки возвращает его в первозданное состояние. Объектив Canon  EF 135 mm f/2,8 Soft focus, безусловно, предназначен для профессионалов. Выпускается он достаточно давно, однако, отношение к нему фирмы какое-то очень несерьезное. На сайте компании отсутствует описание оптической схемы; бленда, рекомендованная в описании, вложенном в коробку, обзывается ST-65, на коробке – рекомендация выглядит как ЕТ-65III. А в книге Lens Work EF Lens Work II рекомендуется уже ET-65II. Возможно, существуют все три бленды, и они ничем не отличаются.  Однако попытка найти необходимый вам аксессуар может оказаться нетривиальной задачей. Объектив представляет собой цилиндр 98,4х69,2 мм, его геометрия при фокусировке абсолютно не меняется, перемещаются внутренние компоненты. Диаметр резьбы под светофильтры 52 мм. Учитывая, что оправа неподвижна, можно легко привинтить любой фильтр или бленду сторонних производителей, не утруждая себя поисками истины в противоречивых описаниях фирмы. Отличает этот объектив от стандартного наличие переключателя Soft с тремя положениями 0-1-2. Судя по всему, этот переключатель перемещает одну из линз объектива таким образом, что точка фокусировки для центральных и краевых лучей не совпадает. Максимальная эффективность этого переключателя достигается при полностью открытой диафрагме. Возможна как автоматическая фокусировка, так и ручная. В случае ручной фокусировки возможен значительный перебег за бесконечность, что позволяет сфокусировать либо центральные, либо периферийные лучи.

Что это дает. Если мы включим максимальное смягчение (положение 2), то  контраст изображения резко упадет. Однако разрешение мелких деталей останется. Мало того, мы получим резкое изображение как зрачков (объектив, в первую очередь, портретный),  так и локонов, находящихся сантиметров на пять дальше. Все же остальное будет сильно размыто. Потрет, снятый этим объективом, позволяет сгладить дефекты кожи и подчеркнуть прическу. Естественно, при соответствующем освещении. 135-мм портретник в первую очередь интересен для камер с полноразмерной матрицей, 24х36 мм.

портрет   
50 % от оригинала. Canon  EF 135/2,8 SOFT - 2, при диафрагменном числе 2,8 и освещении вспышкой.  

Для матриц с половинной площадью он чересчур длиннофокусный и удобен либо в очень большой студии, больше 5 м, либо при съемке совсем крупных планов или фрагментов лица.

Если выключить смягчение изображения (положение 0) и сравнить объектив с аналогичным по характеристикам Pentacon 135/2,8,  то при полностью открытой диафрагме он ему чуть проигрывает в разрешении контраста. При диафрагме 5,6 это практически идентичные объективы.

Возможно, проигрыш в резкости при полностью открытой диафрагме обусловлен работой автофокуса, он заточен на оптимальный результат при мягком фокусе, а там оптимальная точка не совпадает с лучшей фокусировкой без эффекта смягчения изображения. А при ручной фокусировке, хотя кольцо и довольно удобное, но это кольцо автофокусного объектива, и работа с ним не идет ни в какое сравнение с хорошей механикой оправы, предназначенной только для ручной фокусировки. Если снять наклонную миру, то можно найти точки, резкость в которых у обоих рассматриваемых объективов почти одинакова. Но это по центру, на краях добавляется заметная красная кайма хроматических аберраций. Она легко устраняется программно, но не позволяет объективу выиграть соревнование.

мира
Изображение уменьшено до 20% от оригинала. На фотографии совмещены три снимка наклонной миры, сделанные соответственно объективом Pentacon 135/2 (снимок помечен буквой P), Canon  EF 135/2,8 SOFT - 0 (C0), Canon  EF 135/2,8 SOFT - 2 (C2). Фокусировка осуществлялась по голубому прямоугольнику. Диафрагма F/2,8. Для трех зон резкости, помеченных в порядке удаления от точки фокусировки цифрами 1,2,3, ниже приведены фрагменты в масштабе 1:1.
мира

Следующий вопрос, который неизбежно встает, это можно ли добиться аналогичного эффекта другими способами. Опыт показывает, что можно, причем не только ломая существующий объектив, - например, можно изменить расстояние между передней и задней компонентой у объектива ГОМЗ 135 мм, но, воспользовавшись специальными фильтрами для другого объектива. А учитывая, что теперь вся фотография сплошь цифровая, то и просто воспользовавшись соответствующей программой. 

Фильтры, создающие близкий эффект, можно разделить на 2 группы. К первой группе относятся фильтры, представляющие собой плоскопараллельную пластину, на поверхности которой размещено несколько маленьких положительных линз. Для лучей, проходящих через эти линзы, точка фокусировки  смещается чуть вперед. Таким образом, как и в оригинальном объективе, мы получаем картинку, представляющую собой наложение двух изображений. Подобные фильтры выпускает, например, всемирно известная французская фирма Cokin.

фото

фото

В нижеприведенных экспериментах использовался фильтр P092 Dreams 2. Это серединка из выпускаемого фирмой ассортимента. Dreams 1 имеет более слабые линзы, Dreams 3 – более сильные. На мой взгляд, и в Dreams 2 линзы чересчур сильные, и эффект чересчур резкий. Но, закрывая диафрагму, можно уменьшить влияние линз и при наличии достаточного света добиться необходимого эффекта. Если снимать при полностью открытой диафрагме F:1,4 объективом Canon 50 мм,  то изображение откровенно двоится. Влияние диафрагмы зависит от объектива и расстояния фильтра от передней линзы. Для некоторых объективов с передней линзой, много большей, чем область в которой расположены линзочки на фильтре, с уменьшением диафрагмы эффект может даже усиливаться. Возможна и ситуация, когда смягчение не однородно по полю кадра.

 Другой тип фильтров, позволяющих понизить контраст изображения, носит общее название "туманных" и представляет собой частично или полностью матированную пластинку. Эффект от подобных фильтров менее выразителен и труднее поддается контролю. 

фото

Простейший фильтр этого типа можно получить, подышав на морозе на переднюю линзу и дав ей слегка запотеть, или мазнув вазелином по защитному или УФ фильтру.

мира
Так выглядит тест-объект, уменьшенный до 15% от оригинала, снятый Canon  EF 135/2,8 SOFT - 2, при диафрагменном числе 2,8.

Далее приведены фрагменты в масштабе 1:1

мира
Canon  EF 135/2,8 SOFT - 0, ISO-100, F/2,8

мира
Canon  EF 135/2,8 SOFT - 2, ISO-100, F/2,8

мира
PENTACON 135/2,8, Cokin P092 Dreams 2; ISO-100, F/2,8

мира
PENTACON 135/2,8, Туманный Т-2, ISO-100, F/2,8

Можно получить аналогичный эффект и манипуляцией в графическом редакторе. Простейший вариант: делаем портретный снимок с достаточной глубиной резкости, создаем изображение 2 слоя. Нижний слой размываем по Гауссу, верхний же резкий слой делаем полупрозрачным.  Метод можно усовершенствовать, если для размытия использовать специальные плагины, имитирующие дефекты линз, а резких полупрозрачных слоя создать два. Далее, воспользовавшись приемом маскирования, в одном слое сделать менее прозрачные зрачки, а в другом, например, локоны или другие сюжетно важные элементы изображения.

портрет
портрет
Объектив Canon 50/1,4, диафрагменное число 1,4, до и после компьютерной обработки.

Удобство специализированного объектива, по сравнению с вышеописанными приемами, заключается в очень высокой скорости перехода от съемки в нормальном режиме к режиму смягчения фокуса. Объектив, безусловно, в первую очередь портретный и предназначен для камер с полноразмерной матрицей. Однако он неплохо себя зарекомендовал и при макросъемке с удлинительными кольцами. Может он использоваться и при пейзажной съемке, хотя сюжеты, при которых смягчение действительно оправдано, встречаются нечасто.

Мягкий фокус налагает и специфические требования к освещению. Неплохие результаты получаются при практически бестеневом освещении кольцевой вспышкой, укрепленной на объективе.  Правда, в этом случае придется обязательно править ярко выраженное красноглазие. Эффектен и контровый свет, направленный на волосы.

Еще одна специфическая особенность мягкого изображения - это то, что при уменьшении изображения детали просто исчезают. При уменьшении нерезкой фотографии ее видимая резкость возрастает. При уменьшении мягкого изображения с большим количеством деталей, но малым контрастом,  детали просто исчезают, и лицо превращается в однотонное световое пятно.

портрет
PENTACON 135/2,8; Cokin; P092 Dreams 2, F/2,8, 33% от оригинала.

Таким образом, снимая изображение мягко рисующим объективом, вы должны заранее представлять, какого размера отпечаток вы собираетесь сделать или на экране с каким разрешением демонстрировать. Конечно, в определенных пределах можно уменьшить и мягкое изображение, однако стандартные приемы увеличения контраста на краях в этом случае не работают, и для каждой фотографии приходится искать собственное решение. Например, увеличение контраста, а потом изменение размера. Но при этом надо помнить, что скорее всего большое изображение и его миниатюрная копия будут производить совсем разное впечатление. На мой вкус, оптимальный результат получается при печати с разрешением 150 - 200 точек изображения на дюйм на матовой бумаге для цветных струйных принтеров. При увеличении разрешения неконтрастные мелкие детали теряются и изображение замыливается. 

Cнимок с пониженным контрастом использует только часть динамического диапазона матрицы, поэтому шумы проявляются даже при умеренных значениях чувствительности и не только в тенях. Любая правка в графическом редакторе их усиливает. Поэтому даже при съемке в RAW "мягкий фокус" накладывает повышенные требования к точности экспозиции. Иногда шумы могут, как и крупное зерно на негативе, подчеркивать художественный замысел, в остальных случаях придется пользоваться программами шумоподавления или сглаживания. Следует иметь в виду, что при мягком фокусе характер теней существенно отличается от снимков, сделанных обычным объективом, поэтому изменение яркости фотографии может изменить ее до неузнаваемости. Чаще мягкорисующие объективы применяют для светлых фотографий с полным отсутствием густых теней в стиле "Высокий ключ", но и при работе в " Низком ключе" эти объективы иногда дают неожиданный и при этом довольно привлекательный результат.

Галерея снимков, сделанных объективом Canon  EF 135 Soft focus

фото
фото
F/2,8 SOFT - 2, ISO-200
2073х3110
F/2,8 SOFT - 2, ISO-1000,
подавление шума - Neat
2252x3378 пикселей
фото
фото
F/3,5 SOFT - 2, ISO-400
1234х823
F/3,5 SOFT - 0, ISO-400
1280х853
фото
фото
F/2,8 SOFT - 2, ISO-200
1251х1877
F/2,8 SOFT - 0, ISO-200
1139х1708
фото
фото
F/2,8 SOFT - 2, ISO-400
4368х2912
F/2,8 SOFT - 0, ISO-400
4368х2912
фото
фото
F/4,5 SOFT - 0, ISO-800
2440х1627
F/2,8 SOFT - 2, ISO-200
2032х1355

P.S.

Прием мягкого фокуса столь стар, что все аргументы за и против давно высказаны. Нужен он или нет, каждый фотограф решает сам. Что касается технической стороны вопроса, то, как я показал выше, эффект, получаемый этим объективом, можно достаточно хорошо смоделировать более дешевыми способами.  Таким образом, примерить этот "костюм" на свои фотографии может каждый без существенных затрат. А вот если вам этот прием нужен, и вы профессионально занимаетесь портретной съемкой и работаете в команде с визажистом,  то оперативность, свойственная этому объективу, позволяет внести необходимые изменения в макияж в процессе съемки. И позволяет даже по миниатюре на экране камеры объяснить модели, что от нее требуется. Если вы пользуетесь компьютерными методами обработки, то при наличии некоторого опыта можно представить конечный результат. Но очень трудно объяснить, что получится, и модели, и визажисту. Использование фильтров Cokin почти столь же эффективно. Однако необходимо иметь не один, а весь набор фильтров, что уже оказывается не так уж экономически выгодно. Да и дополнительные насадки на объектив, типа кольцевой вспышки, крепить существенно сложнее.  

Аргументом за приобретение этого объектива, с моей точки зрения, может служить его относительно небольшая стоимость и очень неплохое качество как просто объектива с фиксированным фокусным расстоянием 135 мм и относительным отверстием 1:2,8. А если когда-нибудь понадобится смягчить фокус, то никаких проблем – одно легкое движение переключателя. 

P.P.S.

О стратегии выбора

Эта часть выражает мое личное мнение, которое я не собираюсь обсуждать. Кому интересно, читают дальше, а для остальных - конец.

Гениям не нужны знания - они сразу знают правильный ответ. Знания позволяют посредственностям вычислить правильный ответ, исходя из имеющихся данных. Если данных недостаточно, то ответов получается несколько. Если возможных ответов всего два, то с вероятностью 50% можно угадать правильный.

Я не люблю комментировать чужие статьи, но в советах бывалых фотографов очень часто встречается мысль, которую можно рассматривать не как конкретное мнение, а как общий лозунг, существующий сам по себе:

"Сравнивайте свои снимки со всей мировой фотографией".

Метод из серии задачника с ответами, но без решений. Можно не решать задачу а просто найти правильный ответ. Метод быстрый и эффективный, но основан на вере, что в справочнике нет опечаток. Вера, как известно, ничего кроме религиозных войн, человечеству не дала. Психология ремесленника, т.е. человека, который владеет ремеслом, основывается на уверенности в возможности сделать правильные выводы на основе собственных знаний опыта. Т.е. задачу надо решать самому. Не все знания должны добыты самостоятельно, но их истинность должна быть проверена на собственном опыте. Можно воспользоваться формулой, угаданной гением, но ее необходимо проверить в собственном эксперименте. К чему я клоню? К основам ремесла. С чего начинать, чтобы стать профессионалом. Художники изучают анатомию скелета, даже если в их картинах не встречаются кости. Зато они представляют, как может выглядеть кожа, на них натянутая. Так и фотограф должен изучать анатомию объектива - снимки мир и построенные по ним графики ЧКХ, чтобы представлять, как будет выглядеть кожа, снятая тем или иным объективом. А уже после можно заглянуть в ответ и посмотреть, что получилось у других известных мастеров. Если вы хотите стать профессионалом начните, с того, что повторите школьный курс оптики.

Профессионализм измеряется количеством презренного металла, который удается получить за свою работу; как показывает история, ремесленники имеют его больше при жизни, чем художники, за последних презренный металл получают их наследники и другие правообладатели :-)

Еще несколько известных лозунгов, которые я не поддерживаю: "Снизить планку и стать хорошим иженером, а не профессиональным фотографом" и "Фотографу необходимо художественное образование".

Есть много прекрасных инженеров, которые не умеют и не пробовали фотографировать, но если вы взялись осваивать фотографию и потерпели неудачу, то и перспективы стать хорошим инженером у вас спорные. Массовая специальность фотограф присваивалась после обучения в техникуме (это среднее техническое образование), а инженер это все-таки высшее техническое образование :-)

История выживания науки из фотографии, вероятно, начинается в 1892 году, когда Генри Пич Робинсон написал в своей статье: "Если мы хотим, чтобы фотографию называли искусством, необходимо вырвать ее из тисков науки...". Не знаю, как надо называть произведения его последователей - попсой или искусством, но термин они своровали, и называть их надо в первую очередь в соответствии с этим, а уж потом рассуждать об их художественном величии.

РОБИНСОН (Robinson) Генри Пич (1830-1901) - английский фотограф. Имитировал в фотографии современную ему жанровую живопись. Особую популярность ему принесли сентиментальные композиции со стихотворными комментариями ("Угасание", 1885).

В 19 веке позиции науки в фотографии были практически непоколебимы, сравнивать таланты инженеров и ученых, занимавшихся фотографией (см. Новая история светописи), с современниками, пытавшимися противопоставить науке художественный подход, это все равно, что сравнивать слона с моськой. Маленькая группа отстаивала свои права называться художниками, но поскольку художники, рисовавшие карандашом и красками, их за своих не считали, принесла в жертву фотографию. Они, возможно, считали, что если у сильного взять немножко, то это не кража, а дележка. Однако, они возбудили толпу бездарностей, и баланс сил сместился. Невинный эпатаж имел печальные последствия. В 20 веке миллионы неспособных разобраться в аппаратуре художников от слова худо объявили техническую безграмотность высшей эстетической составляющей фотографии и монополизировали термин. Кстати, в большинстве своем они еще и забывали упомянуть, что соавторами их "шедевров" были десятки инженеров и рабочих, разработавших и сделавших для них аппараты. В науке принято в авторы статей включать всех, кто делал экспериментальную установку, или, как минимум, выражать благодарность механикам; в "высоком искусстве", как видно, другие этические нормы.

Сегодня искусных мастеров мало, одни искусствоведы. Фотография, сама того не желая, нанесла удар по искусству рисовать, сегодня проповеди искусствоведов наносят ощутимый вред искусному владению приемами фотографии. Объективная реальность состоит в том, что изучить все дошедшие до нас сюжеты и композиции существенно проще, чем физику и химию, лежащую в основе технических приемов. Вымирающим видом становится ремесленник. Охранять надо того, кто может делать, а не того, кто может сказать, как и что надо изображать. Ценность эксперимента абсолютна, мы знаем, что если его повторить, то будет получен тот же результат, ценность обобщения относительна, поскольку это догадка, которая может и не подтвердиться. Сегодня баланс сместился от желания делать к желанию рассуждать, пора качнуть маятник обратно, и как сто лет назад художники попытались принизить науку, так сегодня возникла необходимость нанести удар по искусству. На войне все средства хороши, и коль термин фотография дискредитирован, для востановления равновестя надо выбить художников из искусства. В общем чума на оба ваши дома, пусть термины фотография и искусство аннигилируют. Поверим алгеброй гармонию :-)

Фотографии очень многообразны (аэрофотосъемка, минералогия, микроскопия, криминалистика, аэродинамика и гидродинамика, физика быстропротекающих процессов и.т.д.), в 99 случаях из 100 профессиональному фотографу не нужно художественное образование, хотя оно и не мешает, но не может быть профессионального фотографа без технического образования - человек, который забыл школьный курс физики и называет себя профессиональным фотографом, нагло врет, он профессиональный журналист, художник, модельер, но не фотограф.

Музыка имеет отношение к акустике, но музыканты не называют себя акустиками, а акустики музыкантами. Фотография - это процесс регистрации изображения, а не построения композиции, последнее относится к профессиональной деятельности режиссера. То, как деятели других специальностей примазываются к технической профессии фотографа, заставляет подозревать, что они страдают комплексом неполноценности и пытаются для солидности приписать не имеющий отношения к делу титул. История не новая, человек слаб и бывают и обратные ситуации:

Из воспоминаний академика А.Н.Крылова:

Затем вмешался в дело генерал Филиппенко, написавший фельетон под заглавием: "Где тайна, туда зови прокурора". В этом фельетоне рассказывались разные мелочные "художества" В. И. Срезневского, между прочим такое, что Срезневский делает для одной фирмы фотопластинки и печатает: "Пластинки фирмы X, изготовляются под наблюдением магистра В. И. Срезневского". Филиппенко спрашивает, почему Срезневский не печатает своего полного ученого звания — "магистра русской словесности", а то могут подумать: магистра химии, магистра физики, магистра фармации, и отдать этим пластинкам предпочтение.

Однако, Срезневский - фигура в фотографии столь весомая, что добавка звания магистра рассчитана явно на несведущего обывателя - типичный прием и в современной рекламе, и, к сожалению, часто эффективный.

Срезневский, Вячеслав Измайлович

[1849 — 1937] — сов. ученый и общественный деятель в области научно-технич. фотографии. Окончил филологич. фак-т Петербург. ун-та. В 1877 защитил дисс. на степень магистра славянской филологии. В 1878—81 читал лекции в Петербург. ун-те по истории рус. языка, истории языкознания и по грамматике церковнославянского языка. Один из основателей (1878) и многолетний руководитель (до 1916) V (фотографического) отдела Рус. технич. об-ва. Основал и редактировал журнал "Фотограф" (1880—84). С. — автор первого рус. справочника по фотографии "Справочная книжка фотографа" (1883). Выступал за развитие отечественной фотографич. пром-сти. С 1880 г. по 1890 г. читал в институте инженеров путей сообщения и в минных офицерских классах инженерного ведомства лекции по применению светописи к инженерному делу. С. разрабатывал и пропагандировал новые в его время фотографич. методы и процессы (желатиновые эмульсии, моментальная фотография). Им создан ряд специальных фотоаппаратов: портативная походная аппарат-лаборатория (1875), устойчивый против внешних воздействий фотоаппарат для экспедиции H. M. Пржевальского (1882), первый аэрофотоаппарат и водонепроницаемая камера для морских съемок (1886), камера для регистрации фаз солнечного затмения (1887). Разработал и впервые изготовил специальные пластинки для аэрофотографии (1886). Один из основателей и проф. (с 1918) Высшего ин-та фотографии и фототехники в Петрограде.

Вопрос, передает ли портрет характер, - это вопрос психологии, а вопрос фотографии - это получение заданной детализации, микро и макро контраста. Т.е. получение заданной точности измерений для наилучшей иллюстрации результатов эксперимента. Избыточная точность может похоронить эпохальное открытие в обилии лишних знаков после запятой. В миллионе цифр можно не заметить очевидной зависимости, и пример с описываемым объективом - это технический способ отсечения избыточной информации.

28.11.2006
Установите проигрыватель Flash

Облако тегов:
3D печать
Arduino
Raspberry Pi
Аэрофотосъемка
Байдарки
Геомеханика
История
Камеры
Макросъемка
Объективы
Освещение
Панорамы
Принадлежности
Принтеры
Программы
Сканеры
Стереосъемка
Фильтры
Фокусировка
Фотокубики
...
rss