Адаптер ARAX для крепления и наклона объективовОбъективы с байонетом "Б" на камерах Canon EOSВопрос о дополнительных возможностях, которые дает наклон объектива при фокусировке, меня занимал очень давно. Я уже писал и о таких классических решениях, как дорожная камера, и об объективах со встроенной возможностью наклона и сдвига, таких как MICRO-NIKKOR 85; сделал я и пару собственных приспособлений, о которых писал в статье "О попытках максимально использовать возможности оптической системы". Собственное творчество меня вполне в практическом плане устраивает, однако, когда на сайте ФОТОМАСТЕРСКИЕ РСУ я увидел, что продаются фирменные устройства наклона и сдвига, я заинтересовался и решил посмотреть, что это такое. Вначале я ожидал, что устройство сдвига - это собственная продукция мастерских, о которой я писал в вышеупомянутой статье. Однако в магазине я обнаружил, что это два совершенно незнакомых мне безымянных устройства, причем качество изготовления устройства с наклоном мне показалось примечательно высоким. Отсутствие люфтов, плавный ход меня заворожили, и я решил купить и сравнить его эксплуатационные качества с собственными разработками. Никаких товарных знаков на устройстве не было, в магазине сказали только то, что производство Украина, впрочем, безымянным устройство оказалось только до того момента, пока я не включил компьютер. Выяснилось, что производит его фирма AraxFoto, которая, как написано на сайте,"вручную перебирает и тюнингует фототехнику производства завода АРСЕНАЛ". В общем, живое воплощение старого советского анекдота: если наши объективы разобрать и собрать снова в Японии, то они будут работать лучше японских. Оказалось, что даже везти в Японию не нужно, достаточно вынести за ворота. Причем судя по тому, что у них написано, ситуация с заводом не меняется: "КИЕВ-88СМ - попытка завода АРСЕНАЛ создать камеру по типу ARAX, обладающую байонетом Pentacon Six со сменными задниками. Изначально предполагалось, что камера не будет нуждаться в тюнинге, ибо при проектировке был учтен опыт тюнинговых компаний, таких как байонет, ручка, днище, шторка, спусковая кнопка, предварительный подъем зеркала и другое. К сожалению, заводу это не удалось и эту камеру нужно все так же тюнинговать, как и старые модели КИЕВ-88, которые, кстати, были изготовлены из более качественных материалов". Купленное мной устройство представляет собой кольцо с байонетом "Б" (KIEV-C, Киев-60, PENTACON-six). Кольцо качается на оси и опирается на вращающееся кольцо с эксцентриком и байонетом Canon EOS. Выпускаются также устройства для камер: Nikon F, Canon FD и EOS, Minolta MD и Dynax, Contax/Yashica, Leica R, камер с байонетом K (Pentax, Зенит), резьбой M42 (Зенит, Practica, и.т.д.). Конструкция приставки позволяет наклонять объектив на угол до 8o и вращать ось наклона относительно оптической оси аппарата на 360o. Устройство не предусматривает сдвига. Для сдвига предлагается использовать другое отдельное устройство. Однако, как я уже писал, сдвиг полезен при исправлении перспективных искажений и, например, при пересъемке пленки. Однако в обоих этих случаях проблема коррекции изображения решается программно. Причем, как правило, с не худшим качеством, чем при оптических трансформациях. Причина этого в том, что при программных преобразованиях мы используем только центральную часть изображения с более высоким разрешением. Наклон же позволяет повысить резкость, что никакими программными средствами не достижимо. Поэтому устройство, обладающее только наклоном, применительно к цифровой фотографии, почти исчерпывающе универсально. У меня три объектива для камеры Киев 88 с байонетом "В". Таким образом, для их установки я вынужден был воспользоваться переходным кольцом с байонета "В" на "Б", выпускаемым под торговой маркой Jolos фотомастерскими РСУ. Кольцо фиксируется на объективе стопорным винтом, поэтому для быстрой замены надо заранее установить свое кольцо на каждый из сменных объективов. Если не фиксировать объектив, то кольцо можно установить в адаптер и приспособить его для непосредственной работы с байонетом "В". Однако, установка менее удобна, чем в аппарат Киев 88, и требует определенного навыка, а отсутствие фиксации делает реальной вероятность уронить объектив. ARAX также выпускает подобное переходное кольцо, но я его в руках не держал. Переходное кольцо с байонета "Б" на "В" отдельно и установленное в адаптер. Объектив Мир-38В, фокусное расстояние 65 мм в аппарате Canon EOS 5D с рукояткой Canon BG-E4 . Объектив Волна-3 с фокусным расстоянием 80 мм в аппарате Canon EOS 1000D с рукояткой Ownuser BH-C100R и дополнительными шторками с лупой для фокусировки по экрану. Фокусировка по экрану у этой камеры, на мой взгляд, по удобству превосходит фокусировку у камер типа ФКД и уступает только фокусировке по экрану компьютера. Объектив Мир-26В с фокусным расстоянием 45 мм на камере Canon EOS 1000D Предложенная конструкция одна из самых простых, в том числе и в ассортименте фирмы ARAX, в более сложной конструкции объектив при наклоне скользит по дугообразным направляющим и центр вращения лежит в плоскости фокусировки. Предполагается, что подобная конструкция позволяет сохранить точную фокусировку по центру кадра при наклоне объектива. Однако реально это условие не всегда соблюдается. В случае вращения объектива через ось, проходящую через оправу байонета, происходит смещение центральной точки фокусировки, и легко посчитать, что при наклоне 8o это нам даст менее 4 мм. 8 градусов наклона, много это или мало?Как видно на нижеприведенной фотографии, если сравнивать с ФКД, то у нее максимальный угол наклона не больше. В соответствии с принципом, открытым австрийским геодезистом Шеймфлюгом, если три плоскости - пленки, объективной доски и объекта - пересекаются на одной прямой, изображение будет резким от самого ближнего его края до самого дальнего.
Установите проигрыватель Flash
Можно развернуть стрелку под углом к оптической
оси, в этом случае, перемещая фотопластинку, можно сфокусироваться либо
на острие, либо на оперение. Чтобы резкой была вся стрелка, матовое
стекло надо наклонить. Как и в настоящей камере, точную фокусировку
удобнее осуществлять, рассматривая изображение на матовом стекле под
лупой. В приведенном примере для этого следует нажать правую кнопку
мыши и выбрать в меню Zoom in.
Если дистанция до объекта такова, что смещением объектива от точки фокусировки на бесконечность можно пренебречь, то из принципа Шеймфлюга легко рассчитать расстояние до плоскости фокусировки по прямой проходящей через объектив и перпендикулярной его оптической оси. Хотя эта точка на плоскости обычно не попадает в кадр, знание дистанции позволяет позволяет при построении кадра предварительно установить угол наклона объектива. Часто при достаточном освещении и съемке с относительно закрытой диафрагмой этой предварительной установки угла оказывается достаточно для получения оптимального кадра.
Таким образом, если объектив наклонен на 8 градусов, то от забора, который хочется получить резким, надо стоять на расстоянии вытянутой руки. Причем можно не менять угол наклона объектива, снимая как ближнюю его часть, так и дальнюю. Возьмем другой крайний случай - 1o. В этом случае от стены здания надо отойти на расстояние менее 5 метров. Для полнокадровой камеры Canon EOS 5D с объективом Мир26, имеющим фокусное расстояние 45 мм, мы имеем угол зрения по длинной стороне кадра 43o, и при наклоне объектива в один градус с расстояния 2,5 м удастся резко снять стену со 2 этажа по крышу. Для получения аналогичного по резкости кадра надо установить на полнокадровой 12 Мп камере диафрагму F/22. Не очень комфортно, но вполне реально. Еще проще взять мыльницу, у нее искомый угол в 43o будет достигнут при фокусном расстоянии 9 мм, и соответственно глубину резкости от 2,5 м до бесконечности можно получить при диафрагме F/4. Если снимать, стоя в полный рост, объекты, лежащие на поверхности земли, то окажется, что наклонять объектив на угол больше 3o бессмысленно. Если хочется, чтобы бесконечность попала в кадр, то камеру можно наклонить на угол 22o относительно горизонтали, что даст нам расстояние до переднего плана равное расстоянию от земли до глаз. Подобную глубину резкости можно достигнуть диафрагмированием до F/32 или, если воспользоваться мыльницей с объективом, имеющим тот же угол зрения, то всего лишь до F/8. В обоих случаях, даже если света хватает, дифракция начнет размывать изображение и, возможно, комбинация наклона объектива с диафрагмированием и слегка расширит возможности камеры, но не очень значительно. В общем, неплохое дополнение к качественному адаптеру для среднеформатных объективов, но ничего такого, чего нельзя достигнуть другими средствами. Точная фокусировка процесс длительный и вполне вероятно, что если диафрагмирование и не решает проблему, то можно сделать серию снимков с разной фокусировкой, а потом их объединить. Камера Canon EOS 5D. Объектив Мир-38В. Наклон 4 o. Диафрагма F/8. Обращаю внимание, что дорожка относительно резкая до бесконечности, а вершины деревьев вдали уже размазаны. Таким образом, наиболее перспективным применением устройства является макросъемка. Когда-то использование систем наклона и сдвига с малоформатными камерами представлялось очень сложным ввиду трудности точно сфокусироваться на столь маленьком кадре по нескольким точкам. Теперь, когда возможность фокусировки по живой картинке появилась даже у камер начального уровня, удобство фокусировки не зависит от размера матрицы, а зависит от плавности перемещения и наклона объектива. И то, и другое оказалось у рассматриваемой системы вполне удачным. Глядя на схему, иллюстрирующую принцип Шеймфлюга, легко рассчитать, воспользовавшись школьной геометрией, что если взять объектив Волна-3 с фокусным расстоянием 80 мм и наклонить его на угол 8o, то на расстоянии 1 м мы сможем снять плоскость с объектом, наклоненную к оптической оси на угол 30o. При этом для кадра размером 22х15 мм имеем угол зрения по длинной стороне 16 и получим резким изображение этой плоскости, простирающееся от 81 см до 1,33 м. Итого 52 см. Воспользуемся программой расчета глубины резкости. При диафрагменном числе 2,8 глубина резкости камеры Canon EOS 1000D при нормальном расположении объектива равна 1 см, т.е. мы получили 50-кратное увеличение глубины резкости, правда, всего для одной плоскости. Это все теория, а теперь проверим ее на практике.
Камера Canon EOS 1000D. Объектив Волна-3.
Диафрагма F/2,8
Можно установить удлинительные кольца, как между адаптером и объективом, так и между адаптером и аппаратом. Что удобнее, однозначно сказать трудно. Если закрепить аппарат на штативе, то в первом случае будет больше смещаться изображение при наклоне объектива, но меньше точка резкой фокусировки и, соответственно, наоборот во втором.
Более интересен вариант с креплением объектива на штативе и с наклоном камеры по аналогии с задней стенкой в ФКД. Если снимать камерой с полукадровой матрицей, то можно попытаться установить и объективы для 35 мм камер через переходник М42 - байонет "Б". Во всяком случае у объектива Pentacon 135 мм запаса по полю вполне хватает. Если установить объектив на адаптер без мехов и удлинительных колец, то возможна съемка объектов с расстояния 65 см и ближе. Самодельное переходное кольцо с байонета "Б" на резьбу М42 Из из принципа Шеймфлюга следует, что чем больше фокусное расстояние, тем при фиксированом угле наклона объектива меньше угол наклона фотографируемой плоскости, однако на практике часто удобнее работать с длиннофокусными объективами на большем расстоянии от объекта при равном масштабе. В этом случае может пригодится телеконвертер.
Даже при макросъемке не так уж много случаев когда наклон реально оправдан. Плоские предметы имеющих фактуру меняющуюся в зависимости от угла зрения найти не так просто. Если съемка под углом преследуют только цель получить перспективные искажения то этого результата проще добиться компьютерной обработкой фотографии сделанной анфас. В данной галерее я попытался подобрать примеры, когда результат трудно достичь без наклона объектива. Щелкнув мышью по миниатюрам, можно увидеть 10 Мп фотографии. Зачастую все труды оправданы только для них, поскольку миниатюру 600х600 пикселей с заданной резкостью можно получить, просто вырезав кусок кадра, на котором предмет снят с большей дистанции. Памятная медаль с высоким рельефом. Только
наклон позволяет выявить его высоту, да и картинка существенно меняется
от угла зрения. Камера Canon EOS 1000D. Объектив Волна-3, удлинительное
кольцо толщиной 19 мм с байонетом "В" установлено между объективом и
адаптером. Угол наклона 8o. Необходимость при макросъемке
полностью открывать диафрагму возникает крайне редко. Неподвижный
объект не мешает использовать выдержки и в секунды. Полностью открытая
диафрагма не только требует более тщательного подбора угла наклона и
следовательно времени, но и дает худший результат, чем более грубая
фокусировка и диафрагмирование не столько за счет ошибок фотографа, а
потому, что все аберрации объектива становятся явными. Левый нижний
снимок, сделанный при диафрагме F/2,8, я привожу не как пример удачной
фотографии, а исключительно для оценки погрешности метода. Остальные
снимки этой серии при диафрагме F/5,6.
Близкий пример с печатной платой, на которой
надо продемонстрировать разную толщину микросхем. Камера Canon EOS
1000D. Объектив Волна-3, удлинительное кольцо толщиной 20 мм с
байонетом Canon EOS установлено между камерой и адаптером. Угол
наклона 8o.
Камера Canon EOS 1000D. Объектив Волна-3, 2х MC
конвертер К-6В, удлинительное кольцо толщиной 19 мм с байонетом "В"
установлено между объективом и адаптером. Угол наклона 8o.
Камера Canon EOS 1000D. Объектив Волна-3.
Пример снимка, когда необходим не только наклон, но и поворот. Угол
наклона 8o.
Камера Canon EOS 1000D. Объектив для 35 мм
камеры Pentacon 135 мм. Угол наклона 8o.
P.S.На заре фотографии производители камер часть проблем юстировки переложили на фотографа, оставив ему подвижки и наклон. В дальнейшем фотографа перестали подпускать к юстировке, и сложилось мнение, что он от этого много потерял :-) Однако в реальности потеряли только те фотографы, которые виртуозно освоили свои камеры, и только по отношению к тем другим, кто не удосужился потратить на это значительное время. Сегодня у производителей камер очень трудно выцарапать возможность вмешиваться в конструкцию, но даже когда это удается, надо помнить, что покупка адаптера вам ничего не даст без детального освоения его конструкции, как теоретически, так и практически. Не зная принципа Шеймфлюга, трудно получить методом научного тыка удовлетворительный результат, но и зная его, надо потратить много времени, чтобы научится применять его на практике с конкретной камерой и объективом. 14.10.2009
Установите проигрыватель Flash
|
Облако тегов:
...
|