Olympus CAMEDIA C-2500L
На рынке пленочных камер фирма Olympus прославилась своими аппаратами серии IS, заняв нишу зеркальных камер "все в одном" с несменными объективами. После этого свой опыт она решила перенести в область цифровой фотографии. Так появилась камера С-1400 и вот теперь модель С-2500. Это действительно настоящая зеркальная камера в том смысле, что видоискатель имеет зеркало, и вы смотрите на объект через объектив камеры. На рынке пленочных камер вы можете купить примерно за одни и те же деньги, как камеры Olympus, так и классические зеркальные камеры (в данном случае обозначим как классическую, чтобы всем было понятно, например, камеру Зенит). Я полагаю, что приход камер IS на рынок был своевременным, они нашли своего покупателя, хотя, я абсолютно уверен, не за счет потенциальных покупателей камеры Зенит. В случае с цифровыми камерами Olympus оказался единственной зеркальной цифровой камерой за разумную цену. И поэтому на него обратили внимание все, кто по тем или иным причинам, хотел обзавестись зеркалкой. Здесь уместно остановиться на том, ради чего в конструкцию камеры добавили зеркало. Основные задачи фотографа - разместить объект в кадре и навести объектив на резкость. Изначально эта задача решалась очень просто. Вместо фотопластинки вставляли матовое стекло и сразу видели, что попадает в кадр, перемещая объектив, могли сделать резкими важные объекты композиции. С приходом пленки возможность замены ее на молочное стекло стала довольно сложной, хотя она до сих пор реализуется в отдельных камерах. Но эта система не позволяет быстро производить серию съемок, ради чего, собственно говоря, и перешли от пластинки к пленке. Именно из-за возможности делать много кадров подряд пленка и получила свое распространение. Поэтому пленочные аппараты для кадрирования обзавелись специальным видоискателем, в простейшем случае в виде отверстия, через которое смотрят на рамку, которая ограничивает поле зрения и позволяет оценить, что же попадет в кадр. Но центр поля зрения, рассматриваемого через видоискатель, бедет несколько выше центра снимка. Это несовпадение называется параллаксом, т.е. вы видите объект под тем же углом зрения, но с небольшим сдвигом. Для наводки на резкость аппараты обзавелись шкалой на объективе, которая позволяла с помощью рулетки точно определить расстояние до объекта и выставив его на шкале, получить резкое изображение. Для ускорения процесса некоторые аппараты обзавелись дальномерами, когда объект рассматривается с двух точек и, совмещая 2 изображения, и вы определяли угол, под которым виден объект, до которого вы хотите узнать расстояние. Далее можно было вычислить расстояние до него. В большинстве аппаратов дальномер был сразу сопряжен с объективом и, совместив 2 изображения в видоискателе, вы получали резкое изображение на пленке. Чтобы избавиться от всех этих сложностей и приблизиться к идеалу, заданному первыми аппаратами с матовым стеклом, была придумана конструкция откидного зеркала. В этой конструкции объектив может формировать изображение как на пленке, так и в случае, если перед пленкой помещено зеркало, на матовом стекле. Эта система позволяла видеть объект без параллакса и наводить на резкость, заменять объективы и при этом не менять видоискатель. Рассматриваемая нами камера имеет зеркало, и вы видите изображение
через объектив, но матового стекла она не имеет, и ручной способ наводки на
резкость у нее один – рулетка. Впрочем, мне могут сказать, что камера-то автофокусная,
и вообще не пристало думать о фокусировке. С этим трудно не согласиться, тем
более что автофокусировка у камер Olympus реализована очень здорово, имеет,
в том числе, красную подсветку для фокусировки в темноте. Однако камера все
же имеет ручную фокусировку, и можно было ожидать, что она будет в стиле зеркальных
камер. Фотографу всегда хотелось бы не отрываться от объекта и видеть всю информацию
которая ему необходима, перед собой Для этого информация выводится в видоискатель
многих пленочно-зеркальных камер, причем отнюдь не самых дорогих. Итак, что мы имеем с гуся. Оптический видоискатель, позволяющий видеть около 95% изображения, воспринимаемого матрицей, через объектив камеры и ЖК экран, отображающий еще меньшую площадь.
Возможность использовать оптические насадки, подсоединяемые к камере через резьбу М43, благо Olympus их выпустил довольно много, да и другие фирмы тоже не сидели сложа руки, правда, мне кажется, что М43, кроме Olympus, никто больше не использует, и найти переходное кольцо на более часто используемые форматы, например 46 и 49 пока не очень просто. Но я думаю, что скоро их наточат в достаточном количестве. Оптический видоискатель при непрерывном визировании позволяет существенно экономить батарейки, и если вам надо в полевых условиях долго наблюдать за объектом и редко снимать, то эта камера имеет существенные преимущества перед классической для цифровых камер схемой с ЖК экраном. Правда, если вы захотите узнать, справляется ли автофокусировка со своей задачей, а также узнать параметры съемки, вам придется слегка надавить спусковую кнопку. При этом ЖК экран оживет и сообщит вам об экспопараметрах, потребляя энергию по полной программе, а светодиод рядом с видоискателем сообщит о том, справилась ли система автофокусировки со своей задачей. Здесь надо отметить, что приоритет за системой автофокусировки. Если она не справилась, то ЖК дисплей не засветится. Надо отметить, что с доступностью информации в этой камере все очень богато, кроме цветного ЖК монитора, предназначенного для просмотра изображений и информации при половинном нажатии спусковой кнопки, есть еще и пассивный черно-белый ЖК индикатор сверху камеры, предназначенный для индикации выбираемых вами параметров.
Здесь можно увидеть выдержку, чувствительность, состояние вспышки, экспокоррекцию, диафрагму, диапазон фокусировки. А в случае ручной фокусировки - расстояния до объекта. Отметим, что расстояние до объекта измеряется от торца объектива, в отличие от пленочных камер, где расстояние измеряется от пленки. Об органах управления камеры. Основные режимы переключаются колесом, в центре которого расположена кнопка включения питания. У этой камеры в отличие от предыдущих кнопку включения питания нельзя спутать с пусковой. Колесо позволяет выбрать 3 режима съемки и 3 режима воспроизведения. Для съемки вам предлагается режим автомата экспозиции (программный режим), режим приоритета диафрагмы и ручной режим. Программный режим. Камера думает за вас, но у вас есть возможность внести экспокоррекцию. Для этого вам надо надавить кнопку дна верхней панели, а потом четырехпозиционной кнопкой на задней панели камеры внести экспокоррекцию. При выключении питания экспокорреекция не сбрасывается. Значение экспокоррекции отражается на верхнем ЖК индикаторе, и включая камеру, будьте внимательны, возможно, ранее вы ее использовали в очень экзотическом случае. Режим приоритета диафрагмы. В общем-то громко сказано. У вас есть возможность выбора между полностью открытой диафрагмой объектива и полностью закрытой, т.е. режим "портрет" с минимальной глубиной резкости и режим "пейзаж" с максимальной.
Теперь перейдем к съемке со вспышкой. Камера имеет
встроенную вспышку, которая открывается при нажатии на специальную кнопку. Энергия
вспышки может быть задана в диапазоне +/- 2, возможно задать синхронизацию как
по первой, так и по второй "шторке".
Есть возможность изменять яркость экрана, причем эти изменения отразятся только на ЖК и никак не повлияют на яркость изображения, отображаемого на телевизоре, подключенном через видео выход камеры. Следует отметить, что после переноса в компьютер программное обеспечение, поставляемое с камерой, не позволяет увидеть параметры, при которых производилась съемка. Единственной сильной стороной программы OLYMPUS Media Suite являются довольно богатые возможности распечатки нескольких фотографий на одном листе. Но возможность редактировать шаблоны предоставляется только в профессиональной версии программы, поставляемой отдельно.
Результаты тестов.Разрешение. Здесь достаточно отметить, что оно вполне соответствует матрице, и объектив никаких дополнительных пакостей не вносит. Установка повышенной чувствительности матрицы отражается в большей степени на шумах, чем на разрешении. Дневной свет, ISO100: Галогенная лампа накаливания, ISO400: при съемке при свете ламп накаливания ощушается нехватка чувствительности в синем канале. Влияние параметра sharpness на разрешение не очень существенно и в большинстве случаев для уменьшения видимых шумов можно рекомендовать устанавливать на камере режим Soft Шумы. Для того, чтобы оценить шумы, был снят лист белой бумаги при различных значениях чувствительности. Значения выдержки и диафрагмы, выбранные автоматикой камеры, соответствовали рекомендациям экспонометра для заданной чувствительности пленки. В идеальном случае все точки, образующие изображение листа, должны были бы иметь одинаковую яркость. Реально мы всегда имеем некое распределение, и чем это распределение шире, тем больше уровень шумов. На приведенной иллюстрации приведен ряд фрагментов белого листа, снятых при разной чувствительности матрицы, и соответствующие им гистограммы распределения яркости.
Для сравнения приведены аналогичные измерения, проведенные с камерой Casio QV-3000.
Вывод из этих экспериментов один: перепроявка пленки к хорошим результатам не приводит. Чувствительность матрицы у камеры Olympus CAMEDIA C-2500L, как минимальная, так и максимальная выше, чем у камеры Casio, но и уровень шумов больше. И вообще для этой камеры, чтобы минимизировать шумы, можно рекомендовать ставить значения резкости как "мягкое" (soft), значение normal представляется слишком резким, приводящим в некоторых случаях к подчеркиванию шумов. Отмечу также, что наши эксперименты проводились с белым листом бумаги, где эффект увеличения шумов с увеличением чувствительности менее заметен, чем для темных мест. Спектральные характеристики матрицы. Для оценки спектральных характеристик матрицы баланс белого камеры был установлен как для абсолютно черного тела с температурой 5500 К. Был снят спектр, полученный с помощью дифракционной решетки от галогенной лампы накаливания. При этом была выявлена четко выраженная чувствительность красного канала камеры в синей области. Поскольку спектр с заданной световой температурой является монотонным, то здесь следовало бы ожидать наличия сигнала от красной части спектра только в красном канале, а от синей – только в синем.
Объектив камеры состоит из 7 элементов в 7 группах с одним асферическим элементом. Однако при минимальном фокусном расстоянии объектива наблюдаются дисторсия, для иллюстрации чего я снял шахматную доску, которая явным образом превратилась в бочку. Впрочем, для объектива с фокусным расстоянием 9,2 мм, что соответствует 36 мм для 35 мм камеры, другого ожидать и не приходилось.
Вместо заключения. 2500 камера представляется очень неплохим выбором, однако для довольно узкого сегмента рынка. Это сегмент автоматических камер с зеркальным видоискателем. Комбинация этого видоискателя с 16 мб внутренним буфером, позволяющим сделать до 5 снимков менее чем за 3 сек, делает эту камеру одной из самых приспособленных для оперативной съемки. Плюс к тому прекрасная автофокусировка в том числе с ИК подсветкой для съемки темных сцен. Плюс к тому богатые возможности работы со вспышками. Камера работает с двумя типами карт памяти – тоже явный плюс. При этом следует отметить, что для считывания фотографий с карт в компьютер вам придется обзавестись отдельным устройством (см. статью "К вопросу о проявке пленки"), поскольку имеющийся в камере последовательный порт представляется чересчур медленным для передачи мегабайтных изображений в компьютер. К обманутым ожиданиям тех, кто ожидал полноценную зеркальную камеру, следует отнести ручную фокусировку типа шкальной, а не зеркальной камеры. Представлялось бы удобным иметь что-то наподобие матового стекла или бипризмы Френеля для визуального контроля резкости изображения, причем резкости изображения во все время визирования, а не только в тот момент, когда вы частично нажали спусковую кнопку. Я согласен, что сложно сделать оптический видоискатель и одновременно воспроизводить изображение на ЖК экране, однако никаких технических проблем нет в том, чтобы фиксировать зеркало в верхнем положении и использовать как видоискатель ЖК экран. Тем более, что камера воспроизводит на этом экране изображение сразу после съемки, можно было бы реализовать и режим предварительной съемки, когда камера непрерывно производит съемку и отображает изображение на ЖК экране, не записывая его на карту памяти. При детальном рассмотрении выясняется что зеркало у камеры неподвижное, и камера только имитирует перекрывание видоискателя зеркалом – время, в течение которого объект не виден через видоискатель при съемке с выдержкой в 4 секунды, короче времени экспозиции и на первый взгляд, неотличимо от времени перекрывания видоискателя при съемке с выдержкой 1/100. Я тут недавно прочитал, что Olympus выпустил мыльницу (Olympus MJU-II 80 Panorama), у которой видоискатель затемняется во время срабатывания затвора, имитируя подъем зеркала, здесь, похоже, та же шутка. В общем, есть подозрение, что увеличение чувствительности, достигнутое за счет увеличение матрицы, полностью съедено полупрозрачным зеркалом. По шумам эта камера тоже не из лидеров, а чувствительность красного канала в синей области у этой камеры явно больше, чем у других моделей аналогичного класса. В реальной жизни фотографии, сделанные этой камерой, смотрятся приемлемо, и вот для примера несколько фрагментов (для просмотра в натуральную велечину щелкните мышью): Технические характеристики
Камера предоставлена компанией Олди.
15.05.2000
Установите проигрыватель Flash
|
Облако тегов:
...
|