О рукоятках вообще и рукоятке Canon BG-E4 в частности![]() Идея поудобнее держать камеру возникла очень давно. К камере были придуманы не только дополнительные рукоятки, но даже приклады, превращающие камеру с телеобъективом в фоторужье. Идея же изменить корпус камеры или добавить к нему дополнительную рукоятку для того, чтобы было одинаково удобно снимать как в вертикальной, так и в горизонтальной ориентации кадра, возникла сравнительно недавно. Я полагаю, изначально пропорции классического корпуса изменились из-за невозможности впихнуть мотор и батареи в стандартный корпус. А уж потом решили, как бы поудобнее использовать получившуюся геометрию, и превратили моторный – батарейный - блок в рукоятку. Если рассматривать линейку камер Canon, то моторный блок для камеры F1 появился в 70-х годах. Первой камерой, напоминающей камеру с пристыкованной рукояткой и предназначенной для одинаково удобной съемки, как с горизонтальной, так и с вертикальной ориентацией кадра, была камера Т90. Сегодня этот дизайн у нас ассоциируется с цифровыми "единичками" и с другими цифровыми камерами с пристыкованной штатной рукояткой. Замечу, что первый EOS-1 имел вполне классический дизайн. Увеличенная высота и рукоятка появилась с камер EOS 1N HS и EOS -1N RS. Еще раз повторяю, изначально увеличение размеров камеры было связано не с эргономикой, а невозможностью впихнуть в стандартный корпус мотор, батарейки, у первых цифровых камер (Kodak DCS420, MINOLTA RD175) винчестер в формате PCMCIA. На сегодняшний день необходимости в лишнем объеме для размещения элементов конструкции камеры практически не осталось. Элементы питания стали весьма емкими, карты памяти маленькими. Если рассматривать конкретно BG-E4, то удобство, которое дает эта рукоятка, как батарейный блок, весьма спорное. ![]() ![]() ![]() В рукоятку можно поместить две батарейки 511 или 512, что позволяет снимать вдвое дольше, однако, емкости и одного свежего элемента достаточно практически для любой фотосессии, а надежность от использования одной батарейки в камере, а другой в кармане существенно выше, чем от двух батареек в рукоятке. Поскольку, как только батарейка в камере чуть-чуть разрядится, вы всегда можете заменить ее на свежую. С рукояткой же камера начнет сообщать вам о разряде только тогда, когда начнет разряжаться последний аккумулятор. Если же использовать 6 элементов АА, то ситуация еще хуже. Фактически этот вариант может рассматриваться только как аварийный, когда вы вставили в камеру 6 свежих элементов. ![]() ![]() Плюс подобного решения только в одном - элементы питания могут храниться без разряда существенно дольше, чем аккумуляторы. Использование пальчиковых аккумуляторов формата АА могло бы показаться заманчивым, поскольку они сегодня обладают очень приличной емкостью и, будучи в основном металл-гидридными, лучше переносят минусовые температуры, чем литиевые. Но напряжение аккумуляторов 1,2В, в отличие от 1,5 у неперезаряжаемых элементов, камера об этой разнице понятия не имеет и поэтому, даже если вставить 6 полностью заряженных аккумуляторов, то камера будет индицировать об их почти полном разряде. Кроме того, как говорил Валерий Павлович Чкалов, один мотор – 100% риска, 4 мотора – 400% риска. Достаточно одному из аккумуляторов оказаться не полностью заряженным, и камера откажется снимать. Представляется, что если рассматривать рукоятку именно как батарейный блок, то нужно встроить в нее индивидуальный контроль каждого из двух литиевых аккумуляторов и, в случае использования пальчиковых, каждого из шести. Сравнивая цены на рукоятку и на самые интеллектуальные зарядные устройства, можно заподозрить, что подобное усовершенствование не сильно отразится на цене конечного изделия. Еще несколько замечаний о конструкции камеры и рукоятки. Для подсоединения внешнего блока питания или рукоятки используется не специальный разъем, как у некоторых из конкурентов, а имитатор аккумулятора BP-511. В случае рукоятки он жестко с ней связан, для внешнего источника питания он снабжен проводом и называется DR-400. Разъем, естественно, нестандартный, но в данном случае это может быть и плюс - случайно не всунешь, куда не попадя. ![]() При установке рукоятки крышка аккумуляторного отсека снимается. Для ее хранения в рукоятке предусмотрен люк. ![]() Теперь перейдем к эргономике. Для удобства съемки с вертикальной ориентацией кадра рукоятка снабжена спусковой кнопкой, колесиком над ней и двумя дополнительными кнопками, аналогичными по конструкции и функциям двум кнопкам, расположенным в правом углу камеры. Электрический сигнал от дополнительных элементов управления передается через дополнительные контакты, расположенные на имитаторе аккумулятора. Их расположение не изменилось со времен камеры D-30. Однако ни старую рукоятку в новую камеру, ни новую в старую не поставишь. Фиксирующий штифт расположен в разных местах и на пару миллиметров смещена резьба под штатив, к которому и крепится рукоятка. Любопытно, что если посмотреть в батарейный отсек камеры, то мы увидим еще множество незадействованных контактов, которых не было у камеры D-60. Они появились во всех зеркалках построенных на основе Digic2 (20D, 350D, ...). Эти контакты, вероятно, позволяют обращаться к процессору камеры, однако ни одного устройства, ни для фотографов, ни для сервисных центров, которые их используют, мне не известно. ![]() Для лучшей фиксации камеры может использоваться также дополнительный ремешок, который выпускается, как фирмой Canon, так и сторонними производителями, и может быть легко изготовлен самостоятельно. ![]() В целом, работать с рукояткой, как в студии, так и при съемке репортажей, когда камеры непрерывно находится в готовности для немедленной съемки, достаточно удобно. Ремешок позволяет расслабить руку и не использовать для захвата большой палец. Если же камера находится в сумке и ее надо быстро достать, то возникает масса проблем. Если разделить сумки на 2 класса, - условно назовем их рюкзаки, которые нужно снять, положить, открыть и достать из них камеру, и сумки, позволяющие извлечь камеру, не снимая сумку с плеча или пояса, - то окажется, что последних, в которые влезает камера с рукояткой, не так уж много. И достать из них камеру с рукояткой не так просто, как камеру без нее. Таким образом, для тех, кто достает камеру только непосредственно перед съемкой, и хочет делать это быстро, от рукоятки скорее вред, чем польза. На мой взгляд, легче приспособиться к другому захвату камеры, чем научиться быстро выхватывать ее с рукояткой из "кобуры". На мой взгляд идея приставной рукоятки куда более преспективна, чем единая конструкция старших моделей. В случае "маленьких" 300-400 моделей рукоятка позволяет людям с большими кистями рук увеличить комфорт съемки даже при горизонтальной ориентации камеры. Большие модели с двузначными номерами и примкнувшая к ним пятерка становятся одинаково пригодны, как для путешествий ( без рукоятки), так и для студийной портретной съемки или съемки показов моделей одежды. Фирмы Nikon и Olympus исповедуют, как и Canon, идеологию соединения рукоятки с корпусом камеры через выступ, входящий в батарейный отсек. Создается впечатление, что рукоятки подобной конструкции предполагается пристыковать к камере раз и навсегда и больше не снимать. Если рассматривать ручку как дополнительное приспособление, которое легко и быстро присоединить к камере и удобно носить отдельно, то подход Pentax мне представляется более интересным. 11.11.2006
Установите проигрыватель Flash
|
Облако тегов:
...
|