
Экспансия электронных технологий в фотографию идет полным ходом. В этом году уже объявлено, что массовые цифровые камеры перешагнут 3х-мегапиксельный рубеж, большинство пленочных камер обзавелись электромоторами для перемотки пленки и автофокусировки, электронно-управляемые затворы стали доминирующими в современной фотоаппаратуре. Кажется, ничто уже не остановит электрификацию всей фотографии. Но необъятные просторы и холодные зимы добавили проблем не только Наполеону, но и тем, кто готов полностью положиться на электронику. Конечно, на морозе и смазка механических камер застывает, но с этим все же проще бороться, чем с батарейками и аккумуляторами, не способными работать при минусовых температурах. Можно, конечно, отогревать камеру за пазухой, но комбинация оптики и электроники сталкивает вас с проблемой совмещения несовместимого: отогревая аккумулятор, вы согреваете также линзы объектива, и вытащив камеру из-за пазухи, вы щелкнете затвором, но вряд ли что-то различите на пленке, так как объектив при этом окажется запотевшим изнутри. Чтобы нормально снимать, вам надо уравнять температуру оптики и окружающего воздуха, но при этом ток в электрической цепи устремится к нулю куда быстрее, чем испарятся капельки росы с объектива. Механические камеры могут работать на морозе и не создают проблем с добыванием новых батареек, когда вы находитесь за Полярным кругом, за 7 тысяч верст от ближайшего супермаркета. Может быть, курком взвести затвор и медленнее, чем мотором, зато можно быть уверенным, что через секунду вы сделаете тот самый единственный и неповторимый кадр, а не будете минуту менять элементы питания или в течение часов изобретать способ запитать электрические цепи камеры от генератора велосипедной фары. Я полагаю, что механические камеры как в силу своей надежности, так и долгой жизни, не останутся в истории только 20 века, но и продолжат свою жизнь в 21-м. Реанимировать большинство механических камер может любой часовщик. Реанимировать хорошую электронную камеру зачастую невозможно и в заводских условиях. По собственному опыту знаю, что если очень постараться, то с механическими камерами удается справиться даже в походных условиях. Имея только напильник, я высоко в горах выточил за полдня из алюминиевой ложки сломавшийся толкатель диафрагмы объектива "Волна". Однако я сомневаюсь, что в полевых условиях можно починить ультразвуковой привод объектива.
Механические камеры могут жить очень долгой жизнью, но значительную
часть этой долгой жизни составляет старость. Упругость пружин механических
затворов меняется, и время срабатывания затвора тоже. Изменение времени
срабатывания затвора само по себе еще не подразумевает обязательного ремонта
камеры, но для получения хороших снимков вам надо знать истинные времена
открытия затвора, а не те, которые были нанесены на шкалу при производстве.
Эффективные способы контроля затвора были предложены одновременно с
его изобретением. Метод, описанный в 12-м издании книги Э.Фогеля "Карманный
справочник по фотографии" (1928), эффективен и вполне применим даже для
цифровых камер, но требует проявки пленки для получения результатов измерений.
Самый простой и наиболее точный метод следующий: ставят велосипед на шатун, на край заднего колеса приделывают блестящий стеклянный шар. Колесо должно приходиться против темного заднего плана и освещаться солнцем. Повертывая педали рукой, приводят его в равномерное движение так, чтобы оно делало в секунду один или два оборота (помощник для вращения или снимания необходим). Если снимают колесо, делающее один оборот в секунду, то на пластинке получается маленькая черта, которая соответствует известной части всего круга; например, при длине черты в 3 мм и длине всего круга в 100 мм получим 100 :3 = 1/30 сек.—время, которое затвор был открыт. Впрочем лучше, особенно при большей быстроте действия затворов, давать колесу два оборота, — тогда путь шара будет длиннее, и ошибка измерения меньше.
Фотокамеры за прошедший век оставались этаким островком стабильности в быстро меняющемся мире техники. И сегодня самыми распространенные технические устройства не всегда самые простые. Перефразируя гимн экспериментаторов (прослушать), можно сказать: коль молотка не оказалось под рукой, то гвоздь мы лазером по шляпку заколотим.Лет 20 назад я бы сказал, что самым быстрый и доступный способ определить время открытия затвора - это замерить сигнал от фотодиода, помещенного вместо пленки, на экране осциллографа. В конце концов, осциллограф был весьма распространенным и доступным устройством. Школа, институт, да и бытовые осциллографы выпускались. И хотя я не думаю, что у многих были дома осциллографы, но таковых было заведомо много больше, чем обладателей компьютера. Сегодня компьютер стал привычным атрибутом нашей жизни и незаметно из электронно-вычислительной машины, предназначенной для расчета и обработки данных, он превратился в некое универсальное устройство, которое может быть и серьезным измерительным прибором. Сегодняшний компьютер способен мерить температуру процессора, материнской платы, частоту вращения вентиляторов, кроме того, он, как правило, снабжен звуковой картой, представляющей собой высококачественный измеритель переменного напряжения, сопряженный с аналого-цифровым преобразователем. Игровой же порт, по определению, является устройством для измерения сопротивления переменных резисторов, находящихся в джойстике. Далее я попытаюсь описать методы исследования затвора фотокамеры с помощью звуковой карты.
Преобразование компьютера в устройство для оптических измерений проистекает
почти мгновенно. Вы подключаете первый попавшийся фотодиод к микрофонному
входу звуковой карты и получаете прибор для измерения светового потока,
падающего на чувствительный элемент. Теперь, направив световой пучок, например
от проектора для диапозитивов, на объектив фотокамеры, вы можете откинуть
заднюю крышку и, расположив фотодиод в фокальной плоскости объектива, измерить
время срабатывания затвора. Для шторно-шелевого затвора удобнее объектив
снять и расположить фотодиод вблизи шторки.
![]() |
![]() |
|
|
Другой вариант: направить свет со стороны крышки и разместить фотоприемник
в фокусе объектива. Как будет проиллюстрировано далее, для шторно-щелевого
затвора эта схема, в отличие от предыдущей, позволяет измерить время движения
шторки вдоль кадра.
|
|
Чтобы правильно интерпретировать сигнал со звуковой карты, полученный при измерении скорости срабатывания затвора, надо хорошо себе представлять его конструкцию.
Техническая литература всегда тяготела к зрительным образам. Схемы, чертежи, графики, позволяют куда лучше представить устройство чем десятки страниц слов. Да и математические закорючки это всего лишь попытка переложить построение графиков на читателя. Макеты и модели - еще более надежный способ объяснить конструкцию, ведь покрутив модель в руках, можно понять, как устроено то, что автору казалось очевидным, и на описание чего он пожалел слов.
Исписав десяток страниц, я понял, что все возможные ситуации даже для такого простого устройства я изложить не смогу. И я создал макет, который можно крутить, и смотреть, что выйдет. О том, отвечает ли стиль теме, судить Вам. Я почти не буду описывать процесс срабатывания затвора, а кратко поясню, из каких соображений я исходил при построении макета, и как им пользоваться.
Вышеизложенные тезисы о представлении материала описывают возможности, которые нам дает печатное издание. Развитие мультимедийных технологий позволяет представить процесс в динамике, например, в виде мультипликации. Как технологии бумажного издания, так и мультипликации могут быть реализованы в электронном документе. Однако возможности электронного документа несколько шире, поскольку в идеале можно заложить в статью исходные цифровые материалы и чертежи, а их отображения предоставить компьютеру. При таком подходе можно увидеть не только те иллюстрации, которые приготовил автор, но и те, которые будут рассчитаны компьютером в зависимости от пожелания читателя. Таким образом, осуществляется не только интерактивность, позволяющая просматривать иллюстрации по запросу, но и экономия размеров файла, поскольку все необходимые читателю иллюстрации рассчитывает его машина по начальным данным, содержащимся в статье.
Макеты центрального и шторно-щелевого затворов выполнены в программе
Flash 4 фирмы Macromedia.
Автоматическое обновление проигрывателя третьей версии не всегда проходит
удачно, если макет не функционирует, установите последнюю версию проигрывателя
с сайта фирмы: http://www.macromedia.com/support/flash/или в полуавтоматическом режиме с сайта: http://www.shockwave.com/
При работе с Netscape Communicator версию установленного Plug-ins можно проверить в меню Help/About Plug-ins. Там же, щелкнув по ссылке " информация о Netscape plug-ins", можно скачать новую версию.
Удобство 4й версии программы Flash для представления материала заключается
в том, что программа позволяет проводить математические вычисления и рассчитывать
положения элементов конструкции на картинке. Правда, программа поддерживает
только основные арифметические действия, поэтому все математические функции
вам придется реализовывать собственными подпрограммами. В силу того, что
в данной статье графики служат только для наглядного представления процесса,
я для расчета логарифмов ограничился только первым членом ряда Тэйлора.
В программу заложены чертежи элементов затвора фотоаппаратов "Смена" (центральный затвор) и "Зенит" (шторно-щелевой).
Ряд элементов управления:
Теперь конкретнее об измерении времени работы центрального затвора. Исполнительный механизм располагается внутри объектива (межлинзовый затвор), либо в непосредственной близости от объектива (фронтальный). Поэтому оптическая система достаточно симметрична, и можно расположить фотоприемник, как в плоскости пленки, направив световой пучок в объектив, так и в точке переднего фокуса объектива, направив световой пучок сзади камеры через фильмовый канал в объектив. Центральный затвор часто используется и в сменных объективах. В этом случае для измерения можно взять один объектив без камеры, (хотя встречаются модели, у которых в объективе находится не весь затвор, а только его лепестки, а пружины и системы замедления встроены в саму камеру). В моих измерениях использовался фотодиод ФД 256, но для измерения работы центрального затвора можно использовать фактически любой имеющийся у вас фотодиод с любой площадью чувствительного элемента. Фотодиод через микрофонный вход был подключен к звуковой карте Creative 1373 , интегрированной на материнской плате Chaintech CT-6BTA3. Результаты измерения регистрировались программой Creative Wave Studio 4.02. Естественно, что может быть использована любая звуковая карта и многие другие программы регистрации. Хотя нас и интересует время в долях секунды, но поскольку программа индицирует только целые числа, то удобнее задать шкалу в отсчетах (samples). При частоте дискретизации 48 кГц мы имеем в 48 значений на 1 мс.
![]() |
Аппарат "Welta"
Выдержка 1/500 с Диафрагма 1:5,6 Шкала в мс |
Из графиков видно, что продолжительность действия затвора зависит от величины диафрагмы, так как часть времени идет на открытие и закрытие, и объектив в это время работает не всем отверстием. Эффективное время действия затвора будет выражаться средней линией трапеции, у которой на горизонтальной оси показана продолжительность действия затвора, а на вертикальной оси степень его открытия. При коротких выдержках в 1/500 с эффективное время экспозиции может различаться почти вдвое. Заметим, что при измерении времени срабатывания центрального затвора следует проводить измерения для всех значений выдержки, поскольку за разные значения выдержки отвечают разные пружины и системы замедления. Как пример старения затвора, привожу результаты измерений для аппаратов: Welta, выпущенного 60 лет назад, Mamiya C33-30 лет и "Любитель 166" - 20 лет назад.
Вторую большую группу механических затворов представляют шторно-щелевые затворы. Их обладателями являются классические для нас аппараты "ФЭД", "Зоркий", "Зенит". Имеются в виду аппараты выпуска 30-70-х гг с механическим затвором типа "Leica". Последние модели "Зенитов" выпускаются с электромеханическими затворами, изготовленными по документации фирмы Copal (Япония). В шторно-щелевом затворе шторки движутся непосредственно перед пленкой. При нажатии на кнопку начинает двигаться первая шторка и открывает доступ света к пленке сперва с одного края кадра, потом через заданный интервал времени вслед ей движется вторая шторка, которая перекрывает световой поток. Изменение выдержки осуществляется изменением интервала между стартом первой и второй шторки. Таким образом, при коротких выдержках перед пленкой пробегает узкая щель, обеспечивающая короткое время экспозиции каждого участка пленки, но в существенно разные моменты времени. Так, у аппарата Зенит паспортное время движения шторки вдоль кадра составляет 1/30 с. Таким образом, при этой выдержке существует момент времени, когда свет, проходящий через объектив, падает одновременно на всю площадь кадра. Именно этот момент времени и используется для синхронизации ламп-вспышек. При более коротких выдержках, например 1/500 , пробегающая вдоль кадра щель экспонирует сперва один край кадра, а потом, лишь через 1/30 с, - другой. При такой конструкции затвора система существенно несимметрична, и результаты измерений будут иметь разный вид в зависимости от того, направляем мы свет со стороны задней крышки фотоаппарата и располагаем фотодиод в переднем фокусе объектива, или направляем свет через объектив, а фотоприемник располагаем вместо пленки в фильмовом канале аппарата. В последнем случае результаты будут существенно зависеть от площади фотоприемника. В предельном случае, когда площадь фотоприемника больше площади кадра, мы должны получить результаты , аналогичные эксперименту с задним освещением.
Поскольку в шторно-щелевом затворе шторки движутся при всех выдержках с одной скоростью (в идеале) , нам реально достаточно замерить только одну выдержку, при которой ширина щели равна ширине кадра. При этой выдержке мы получим одинаковые результаты, как при первой, так и при второй схеме измерения. Однако в случае, когда весь световой поток, проходящий через фильмовый канал, собирается на фотоприемнике, изменение значений выдержек, установленных на аппарате, приведет к непропорциональному изменению замеряемого интервала времени, и изменится максимальная освещенность фотоприемника. Если же расположить точечный фотоприемник в какой-либо точке фильмового канала, то время экспозиции будет соответствовать установленным значениям выдержки. При выдержке 1/30 с ширина щели составляет 36 мм , следовательно, при выдержке 1/500 она составляет 2,25 мм, и если размер вашего фотоприемника будет равен ширине щели, то замеренный вами интервал времени будет равен 1/ 250 с, т.е. вдвое больше реальной выержки. Можно попытаться определить скорость затвора по времени нарастания сигнала, но на графике в логарифмическом масштабе определить точку перегиба бывает очень трудно.
При этом надо отметить, что у аппаратов, имеющих более длительные выдержки, чем 1/30, например, "Киев 88", затвор при этих выдержках работает по следующей схеме: открытие затвора, далее включается дополнительный механизм замедления, задерживающий движение второй шторки, закрытие затвора. В этом случае выдержка определяется уже не скоростью движения шторок и размером щели между ним, а интервалом между стартами первой и второй шторки.
Для примера, приведены результаты измерений для камеры "Киев 88" образца 1983 года и для камеры "Зенит Е" образца 1973 года.
| затвор | центральный | шторно-щелевой | ||||||||||
| камера (объектив) | MAMIYA-SEKOR f=65 | MAMIYA-SEKOR f=135 | WELTA | ЛЮБИТЕЛЬ 166 | Зенит Е | Киев 88 | ||||||
| возраст (лет) | 35 | 35 | 60 | 20 | 27 | 17 | ||||||
| выдержка (номинал) | Время засветки фотодиода (мс) и выдержка в долях секунды (при диафрагме 1:5,6) | Время засветки фотодиода (мс) и выдержка | ||||||||||
| 1000 | 1,4 | 738 | ||||||||||
| 500 | 3,6 | 275 | 3,4 | 296 | 5,1 | 194 | 1,4 | 727 | 3,2 | 309 | ||
| 250 | 5,7 | 175 | 4,5 | 223 | 9,0 | 111 | 4,9 | 204 | 3,9 | 254 | 5,3 | 190 |
| 125 | 4,3 | 232 | 5,9 | 170 | 8,7 | 115 | 7,6 | 132 | 8,9 | 111 | ||
| 100 | 27,1 | 37 | ||||||||||
| 60 | 17,5 | 57 | 15,6 | 64 | 14,4 | 69 | 14,4 | 69 | 14,9 | 67 | ||
| 50 | 85,3 | 12 | ||||||||||
| 30 | 38,7 | 26 | 34,4 | 29 | 34,6 | 28 | 28,0 | 35 | 24,2 | 41 | ||
| 25 | 195,2 | 5 | ||||||||||
| 15 | 67,7 | 15 | 58,4 | 17 | 59,3 | 16 | ||||||
| 10 | 255,2 | 3,9 | ||||||||||
| 8 | 86,6 | 11,5 | 116,4 | 8,6 | ||||||||
| 5 | 589,8 | 1,7 | ||||||||||
| 4 | 232,5 | 4,3 | 232,4 | 4,3 | ||||||||
| 2 | 587,3 | 1,7 | 550,7 | 1,8 | 2696,0 | |||||||
| 1 | 1100,4 | 1056,5 | 9827,2 | |||||||||
| Время полного открытия затвора (мс) | Время движения шторки вдоль кадра и выдержка, обеспечивающая полное открытие кадрового окна | |||||||||||
| 1,1 | 0,9 | 1,45 | 1,3 | 10 | 100 | 12 | 80 | |||||
Как видно из таблицы, результаты измерений при выдержках короче 1/250 у аппаратов со шторно-щелевым затвором вызывают сомнения в их истинности, учитывая большую погрешность, связанную с трудностью в нахождении точек перегиба и размером фотоприемника, сравнимым с шириной щели. Выдержка, при которой затвор полностью открывается, оказалась у "Зенита" существенно короче паспортной, что позволяло производителям не очень заботиться о точности синхронизации со вспышкой.
Изучая полученные записи сигнала, можно выявить и некоторые особенности работы затвора.
Так, на приведенных графиках видно, что один из затворов аппарата Mamiya "залипает" при старте.
В заключение отмечу, что как показывают мои эксперименты, звуковая карта является точным измерительным прибором и позволяет узнать много интересного о работе затворов фотокамер.