Сканограммы

Один из самых старых разделов творческой фотографии - фотограммы.

Разложив предметы на листе фотобумаги и осветив их сверху, вы получаете теневой рисунок предметов. Если использовать для освещения рентгеновское излучение, мы получим хорошо всем известные рентгенограммы. И хотя ряд фотографов использовал этот метод в своем творчестве , все же рентгенограммы послужили скорее музыке, чем фотографии, оказавшись прекрасным материалом для перезаписи кустарным способом пластинок на костях.

В этой заметке я попытаюсь рассказать о сканограммах- изображениях полученных сканированием объемных предметов, разложенных на стекле планшетного сканера. По методике получения это - прямые родственники фотограмм: и там и тут мы получаем изображение объектов, разложив их на плоскости. Если вникнуть в конструкцию стандартного планшетного сканера, имеющего один объектив, который фокусирует изображение вблизи стекла на чувствительный элемент, то это скорее цифровая фотография объектов на плоскости, (правда, осуществляется фотографирование только одной строки, а по второй координате производится сканирование). Впрочем, планшетный сканер можно осуществить и перемещая точечный приемник или источник света строка за строкой, добившись более полной аналогии с фотограммой.

Теперь немного о технических особенностях и творческих возможностях этого метода:

1. глубина резкости у сканеров невелика, но все же не равна нулю. Для оценки этой характеристики я предлагаю вам отсканировать линейку, размещенную под углом 45 градусов к плоскости стекла. На первой иллюстрации приведено изображение, полученное на сканере NEUHAUS 9600. Этот тест позволяет нам оценить глубину пространства, доступную в наших экспериментах.

2. творческие возможности при создании сканограмм сводятся к композиции и освещению.

Ну, вопрос с композицией выходит за рамки этой статьи - каждый сам знает, что, зачем и почему он кладет, а вот вопрос освещения оказывается и здесь (хотя, казалось бы, наложено так много ограничений конструкцией сканера) имеет бесконечное количество степеней свободы.

Плоское бестеневое освещение реализуется только в непосредственной близости со стеклом и то только для диффузно рассеивающих поверхностей. Поскольку лампа перемещается относительно объекта, то, поворачивая объект относительно линии перемещения лампы, мы можем добиться разных результатов. Для некоторых камней со слоистой структурой даже небольшой поворот приводит к существенному изменению результата. Для примера приведены сканограммы бусины из тигрового глаза, которая была положена на стекло и отсканирована несколько раз, причем камень только поворачивался относительно линии движения лампы. Еще большие возможности дает использование дополнительных источников, работающих на просвет, для полупрозрачных предметов или точечных, осуществляющих боковую подсветку неплотно прилегающих к стеклу предметов. При использовании направленных источников пучок света может перемещаться по поверхности предмета в процессе сканирования, еще больше увеличивая количество степеней свободы, доступных в вашем творчестве.

3. Большинство сканеров смотрят под углом на плоскость изображения, поэтому на сканограммах можно увидеть одну из боковых граней положенного на стекло кирпича. Эту особенность следует учитывать при создании композиции.

Для примера я привожу сканограммы камней, листьев, ювелирных изделий и монет, а дальше советую попробовать самим.


P.S. неплохо бы создать базу картинок, характеризующих разные сканеры по глубине резкости, так что, если не лень, сканируйте с разрешением 300 точек на дюйм линейки поставленные под улом 45 к стеклу и присылайте мне с указанием модели сканера и установленных параметров (jpg - достаточно).

ВЗГЛЯД 
на цифровую 
фотографию