Обзор фотокамеры Panasonic Lumix DMC-TZ20

Panasonic TZ20

Хотя основным требованием, предъявляемым к камерам данного типа, объявляется их компактность, это вовсе не означает, что все камеры будут похожи одна на другую. Понятно, что абсолютно универсальную камеру создать, в принципе, невозможно, даже если она и будет очень-очень большой. Чем же меньше размеры фотоаппарата, тем сложнее сделать его универсальным, но даже и самую маленькую камеру можно специализировать и настроить для какой-то весьма специфической задачи, для решения которой она будет подходить лучше всех. Напомним, что размер камеры определяется блоком, объединяющим матрицу и объектив, и некой обвеской, создающей удобство в процессе съёмки. Эта обвеска включает в себя собственно корпус, который должно быть удобно держать и на котором необходимо уместить органы управления, экран или видоискатель, с помощью которого пользователь должен суметь нацелится на объект, и, наконец, какие-то сопутствующие устройства, не имеющие прямого отношения к фотографии, но которые удалось впихнуть в корпус, обеспечив камере дополнительную функциональность. Если бы стояла задача получить только фотографии, то можно было бы ограничиться лишь матрицей с объективом, подключить её к компьютеру и сделать нужный снимок. Причём, использование собственно маленькой матрицы и короткофокусного маленького же объектива вовсе не означает, что получившееся устройство будет хуже, чем большое. Как неоднократно писалось, например в статье "О пейзажной фотографии, глубине резкости, реальном разрешении и камерах разных размеров", маленькая матрица позволяет получить глубину резкости недоступную камере с большой матрицей. В то же время, на чувствительный элемент с маленькой площадью, очевидно, может попасть меньше фотонов, чем на большой, следовательно у такой матрицы всегда будет низкая чувствительность.

Сегодня мы рассматриваем камеру, разработанную специально для путешественников. Конечно, путешественники бывают разные, бывают и такие которые едут именно ради фотосъёмки. Данная камера не для них, а для тех, кто просто хочет иметь возможность в любой момент получить относительно качественные снимки, не обременяя себя лишним грузом. Кроме того, предполагается, что вы - цивилизованный путешественник, так как конструкция камера не предусматривает дополнительной защиты от агрессивной внешней среды. С некоторым преувеличением можно сказать, что если вас, вооружённого этой камерой, занесёт в лес, то и там должны относительно часто встречаться электророзетки. Таким образом, можно сформулировать вывод: устройство камеры рассчитано на то, что вы путешествуете по суше и ночуете не в палатке, а в гостинице. Учитывая это, следует признать, что камера получилась с очень богатыми возможностями.

Внешний вид и технические характеристики

Вид спереди

Panasonic TZ20

Виден объектив LEICA с фокусным расстоянием изменяющимся от 4,3 до 68,8 мм. Относительное отверстие, меняется от 1:3,3 (при минимальном фокусном расстоянии) до 1:5,9 (при максимальном фокусном расстоянии). В объектив встроен оптический стабилизатор фирменной системы POWER O.I.S.
Диапазон фокусировки - от 50 см (широкоугольный)/2 м (теле) - до бесконечности. При макросъемке - от 3 см. Подразумевается, что за объективом расположена матрица КМОП тип 1/2,33", размер 6,12×4,51 мм, фильтр основных цветов, 14,1 мегапикселей. Отношение сторон матрицы 4:3. Дополнительные форматы получаются обрезанием краев. Соответственно максимальный размер кадра в пикселях 4320 x 3240. При отношении сторон 1:1 получим 3232:3232, а при 16:9 - 4320х2432.

фото
F=4 мм; ISO-100; F:4; 1/250 с


фото
F=4 мм; ISO-100; F:4; 1/400 с


фото
F=4 мм; ISO-100; F:4; 1/400 с

Камера способна записывать видеоизображение при соотношении сторон 16:9 с размерами кадра 1920x1080 и 1280x720. Формат записи - AVCHD и MJPEG. Pежимs выбираемыt в меню: GFS - разрешение 1920х1080 с добавлением информации GPS, FHS - запись с разрешением 1920х1080, GS - запись с разрешением 1280x720 с добавлением информации GPS, SH - запись с разрешением 1280x720. Желающие могут скачать пример видео объёмом 25 МБ, записанного в формате AVCHD (по информации видеопроигрывателя VLC видео записано с кодеком H264-MPEG-4 AVC (part 10), разрешением 1920x1080 и частотой 50 кадров/с; аудио - кодек А32, стерео, частота дискретизации 48000 Гц).

Чувствительность матрицы - 100-1600 ISO. Как это отражается на разрешении кадра, можно понять из ниже приведенных снимков миры и серой шкалы при разных чувствительностях.

ISO-100
ISO-200
ISO-100
ISO-200
ISO-400
ISO-800
ISO-400
ISO-800
ISO-1600

ISO-1600

Цветопередача типичная.

фото
Баланс белого автоматический. Тестовые таблицы сняты сбоку, чтобы избежать бликов

Сбоку от объектива расположена вспышка с ведущим числом 5 м, ниже приведён её спектр, зарегистрированный спектрофотометром Colormunki.

спектр

Вид сзади

Panasonic TZ20

Видоискатель - 3,0", резистивный, сенсорный ЖК-дисплей, приблизительно 460800 точек. Если эти точки перевести в термины, которыми измеряется разрешение монитора, то мы получим примерно 450х340. В комплекте идёт перо довольно необычной формы.

Panasonic TZ20
Перо

Необходимо отметить, что только вход в меню допускает нажатие на экран, в самом меню навигация  осуществляется кнопками и недоступна для управления ни пальцем, ни пером.

меню
меню
В этом меню экран чувствителен к нажатию
А здесь уже нет

Выбор выдержки и диафрагмы осуществляется после нажатия на кнопку EXPOSURE. Затвор комбинированный: электронный + механический. Скорость затвора - от 60 до 1/4000, режим Звёздное небо - 15 с, 30 с, 60 с. При серийной съемке камера для своего класса очень быстрая. Скорость съёмки с механическим затвором - приблизительно 10 кадров/с (15 кадров в серии/ 14 Мп кадр). С электронным - 40 кадров/с (50 кадров /5 Мп) - 60 кадров/с (60 кадров / 3,5 Мп).

Для иллюстрации скоростных возможностей камеры приведем уменьшенные фрагменты снимков из серии, сделанной с скоростью 40 кадров/с и разрешением 5 мегапикселей, приведён каждый третий кадр серии.

фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
фото
F=30 мм; ISO-100; F:5,4; 1/200 с

Вид снизу

Panasonic TZ20

Штативное гнездо смещено относительно центра объектива. В крышке есть резиновая заглушка для провода при подключении внешнего источника питания. Про это питание в описании написаны крайне любопытные вещи. На  с. 28  бумажной версии "Основной инструкции по эксплуатации" указано, что источник питания - переменный ток 5,1 В. Очень хотелось подать переменное напряжение в камеру и проверить, есть ли в электрической схеме диод, но, к сожалению, под рукой, просто, не оказалось подходящего провода. За крышкой находятся аккумулятор и карта памяти, камера позволяет использовать карты памяти SD/SDHC/SDXC.

Panasonic TZ20

Литиево-ионный аккумулятор (Li-ion) - Panasonic DMW-BCG10E: напряжение - 3,6 В, ёмкость - 895 мАч, 3,3 Втч, к нему зарядное устройство.

Panasonic TZ20

Зарядное устройство - Panasonic DE-A66B: вход - от 110 В до 240 В, 50/60 Гц, 0,2А; выход - 4,2 В, 0,65 А.

Вид сбоку

Panasonic TZ20

Разъёмы: HDMI - MiniHDMI тип C, монофонический аудио- и видеовыход /USB 2.0. Для подключения видеовыхода и USB используется специализированный фирменный 8-ми контактный разъём. Видеовыходы (как цифровой, так и аналоговый) работают только в режиме воспроизведения снимков.

Пока ничего экстраординарного не заметно. Всё, как у большинства камер того же размерного класса. Размеры камеры: приблизительно 104,9 мм × 57,6 × 33,4 мм (за исключением выступающих частей), масса - приблизительно 219 г (с картой памяти и батареей) и приблизительно 197 г (без карты памяти и батареи). В сложенном виде камера абсолютно плоская, так что, если, например, катаясь на горных лыжах, вы упадёте с этой камерой в кармане, то объектив, скорей всего, не проломит вам рёбра. Корпус камеры металлический, вероятней всего, достаточно тонкий, на механическую прочность мы его специально не проверяли.


Panasonic TZ20

Вид сверху

На верхней панели камеры расположены монофонический динамик, антенна GPS, индикатор состояния GPS, стереомикрофон, регулятор режимов съёмки, кнопка затвора с рычажком трансфокатора, отдельная кнопка включения видео, выключатель.

Первое серьёзное отличие от других камер - это приёмник GPS со светодиодом, служащим индикатором его работы. В путешествиях возможность привязать снимки к географическим координатам является очень полезной функцией.  Давно ей пользуюсь, применяя отдельный GPS-навигатор, а потом синхронизируя его записи со снимками по времени. О том, как это делается, написано в статье "Привязка географической информации к фотографиям". Встроенный GPS, конечно удобнее, если он достаточно быстрый. А воспользоваться результатами можно, просматривая снимки совместно с картой, например в программе XnView MP.

XnView MP

Если бы GPS-приёмник включался одновременно с камерой, то пришлось бы ждать, в среднем, около минуты, пока он найдёт спутники и определит координаты. Поэтому в камере предусмотрена возможность держать GPS-приёмник постоянно включённым, оповещать о чём и предназначен светодиод на верхней крышке камеры. Однако, аккумулятор у камеры далеко не бездонный, поэтому, если в ближайшее время вы не собираетесь снимать, то GPS-навигатор лучше всё-таки выключить. GPS-приёмник работает достаточно точно, однако, при перемещении в новое место, если система не смогла определить координаты, даже если прошло достаточно много времени, то первый кадр на новом месте будет, скорее всего, записан со старыми координатами. То есть, при отсутствии точного определения, камера фиксирует не отсутствие координат, а старые координаты. В меню есть пункт, который позволяет контролировать время записи координат, и если вам важно записать точные координаты, то надо не забывать им пользоваться.

меню
меню
меню
меню
Если важно записать правильные координаты, то надо убедится, что данные получены достаточно недавно
меню
меню
меню
Для работы с экранной клавиатурой перо, возможно, и пригодилось бы, но, увы, в этом пункте нет чувствительности к нажатию

Следующее, что безусловно привлекает внимание, это колесо выбора режима съёмки.

Panasonic TZ20

Здесь  надо отметить два автоматических режима: iA (интеллект АФ) и P (программа АЕ), три сюжетных режима: SCN (сюжетный режим), MS1 (мой сюжет 1), MS2 (мой сюжет 2), пользовательский режим CUST (запись изображений с помощью заранее зарегистрированных установок) и, наконец, ручные режимы, которые в последнее время не так уж часто встречаются у компактных камер. Это чисто ручной режим M (ручная экспозиция), при котором мы устанавливаем выдержку и диафрагму. Если в этом режиме будет установлена ещё и чувствительность, то тогда это будет действительно ручной режим, если же установить чувствительность в режим авто, задав выдержку и диафрагму, то условия съёмки ещё не будут однозначно определены: камера постарается автоматически изменить чувствительность, чтобы снимок получился не такой, как вы хотите, а такой, как ей кажется правильным. Ручной режим A (приоритет диафрагмы) - более-менее стандартный режим, если не считать, что при максимальном значении фокусного расстояния вы можете выбирать всего лишь из двух значений: F:5,9 и F:6,3, то есть за счёт диафрагмы освещённость матрицы может меняться всего лишь примерно на 15%. При широком угле мы можем уже изменить диафрагму от F:3,3 до F:6,3, то есть освещенность матрицы меняется в 3,6 раз. Минимальный размер диафрагмы F:6,3, очевидно, определяется дифракцией. Если взять программу расчёта глубины резкости, то получим, что уже при диафрагме F:5,6 разрешение будет падать за счёт рефракции, то есть диафрагму, конечно, можно закрывать и дальше, но платой за это будет падение разрешения снимка. Интересно, что в режиме S (приоритет выдержки), так оно и происходит, поскольку при фиксированной выдержке и чувствительности диапазон изменения диафрагмы так мал, что камера, при необходимости, способна уменьшить диафрагму до F:8. Фактически режим приоритета выдержки по функциональности мало чем отличается от ручного режима M. Если освещенность в процесс съёмки меняется хотя бы в два раза, то этим режимом можно пользоваться, только установив автоматический выбор чувствительности.

И, наконец, на десерт, режим 3D. Под этим названием скрывается стереосъёмка: камера делает серию из 20 снимков при смещении вами камеры на 10 см - режим похож на съёмку стереопанорам у камер Sony, - а потом из полученных снимков формирует стереопару и записывает её в формате MPO. Для статичных объектов, расположенных достаточно далеко, результат получается, пожалуй, даже лучше, чем камерами серии G со специализированным стереообъективом.


StereoPhotoViewer

Галерея

фото
фото
F=4 мм; ISO-100; F:4; 1/1600
F=10 мм; ISO-100; F:4,4;1/1000
фото
фото
F=7 мм; ISO-100; F:3,9; 1/1000
F=38 мм; ISO-100; F:5,5; 1/400
фото
фото
F=4 мм; ISO-100; F:6,3; 1/400
F=69 мм; ISO-100; F:6,3; 1/500
фото
фото
F=16 мм; ISO-100; F:4,9; 1/200
F=69 мм; ISO-100; F:5,9; 1/250

P.S.

В путешествие с этой камерой за время её тестирования съездить конечно, времени не хватило, но первое впечатление таково, что камера - очень привлекательна и способна справиться с любой задачей, возникающей в поездке. Широкоугольный объектив, по углу зрения совпадающий с 24 мм объективом плёночной камеры, справится как с пейзажем, так и с архитектурой. 16-кратное изменение фокусного расстояния способно превратить камеру, если не в телескоп, то в 8-кратный полевой бинокль. Быстродействие камеры даст вам ощущение уверенности на спортивных состязаниях и возможность не пропустить голевой момент. GPS-приёмник в большинстве случаев не позволит вам перепутать, в каком городе что было снято, а если не забывать его контролировать, то большинство снимков будет привязано с точностью в несколько десятков метров. Стереорежим даст возможность без дополнительных трудов увидеть объёмные изображения на стереотелевизоре, подключённом к камере. Конечно, стремление к совершенству бесконечно. Существенного повышения чувствительности от компактных камер ожидать не приходится, а вот энерговооружённость хотелось бы иметь повыше. Пока же настоящему путешественнику мы бы порекомендовали иметь запасной аккумулятор. Не помешало бы добавить этой камере пыле- и брызгозащищённости. GPS-приёмник при наличии такого большого экрана мог бы выступать как полноценный GPS-навигатор, фактически для этого нужны только программные решения. Ну и наконец, фирма могла бы тщательней относится к подготовке инструкций про эксплуатации.

15.06.2011
Установите проигрыватель Flash

Облако тегов:
3D печать
Arduino
Raspberry Pi
Аэрофотосъемка
Байдарки
Геомеханика
История
Камеры
Макросъемка
Объективы
Освещение
Панорамы
Принадлежности
Принтеры
Программы
Сканеры
Стереосъемка
Фильтры
Фокусировка
Фотокубики
...
rss