Обзор фотокамеры Panasonic Lumix DMC-TZ20Хотя основным требованием, предъявляемым к камерам данного типа, объявляется их компактность, это вовсе не означает, что все камеры будут похожи одна на другую. Понятно, что абсолютно универсальную камеру создать, в принципе, невозможно, даже если она и будет очень-очень большой. Чем же меньше размеры фотоаппарата, тем сложнее сделать его универсальным, но даже и самую маленькую камеру можно специализировать и настроить для какой-то весьма специфической задачи, для решения которой она будет подходить лучше всех. Напомним, что размер камеры определяется блоком, объединяющим матрицу и объектив, и некой обвеской, создающей удобство в процессе съёмки. Эта обвеска включает в себя собственно корпус, который должно быть удобно держать и на котором необходимо уместить органы управления, экран или видоискатель, с помощью которого пользователь должен суметь нацелится на объект, и, наконец, какие-то сопутствующие устройства, не имеющие прямого отношения к фотографии, но которые удалось впихнуть в корпус, обеспечив камере дополнительную функциональность. Если бы стояла задача получить только фотографии, то можно было бы ограничиться лишь матрицей с объективом, подключить её к компьютеру и сделать нужный снимок. Причём, использование собственно маленькой матрицы и короткофокусного маленького же объектива вовсе не означает, что получившееся устройство будет хуже, чем большое. Как неоднократно писалось, например в статье "О пейзажной фотографии, глубине резкости, реальном разрешении и камерах разных размеров", маленькая матрица позволяет получить глубину резкости недоступную камере с большой матрицей. В то же время, на чувствительный элемент с маленькой площадью, очевидно, может попасть меньше фотонов, чем на большой, следовательно у такой матрицы всегда будет низкая чувствительность. Сегодня мы рассматриваем камеру, разработанную специально для путешественников. Конечно, путешественники бывают разные, бывают и такие которые едут именно ради фотосъёмки. Данная камера не для них, а для тех, кто просто хочет иметь возможность в любой момент получить относительно качественные снимки, не обременяя себя лишним грузом. Кроме того, предполагается, что вы - цивилизованный путешественник, так как конструкция камера не предусматривает дополнительной защиты от агрессивной внешней среды. С некоторым преувеличением можно сказать, что если вас, вооружённого этой камерой, занесёт в лес, то и там должны относительно часто встречаться электророзетки. Таким образом, можно сформулировать вывод: устройство камеры рассчитано на то, что вы путешествуете по суше и ночуете не в палатке, а в гостинице. Учитывая это, следует признать, что камера получилась с очень богатыми возможностями. Внешний вид и технические характеристикиВид спередиВиден объектив LEICA с фокусным расстоянием изменяющимся от 4,3 до
68,8 мм. Относительное отверстие, меняется от 1:3,3 (при минимальном
фокусном расстоянии) до 1:5,9 (при максимальном фокусном расстоянии). В объектив
встроен оптический стабилизатор фирменной системы POWER O.I.S. F=4 мм; ISO-100; F:4; 1/250 с F=4 мм; ISO-100; F:4; 1/400 с F=4 мм; ISO-100; F:4; 1/400 с Камера способна записывать видеоизображение при соотношении сторон 16:9 с размерами кадра 1920x1080 и 1280x720. Формат записи - AVCHD и MJPEG. Pежимs выбираемыt в меню: GFS - разрешение 1920х1080 с добавлением информации GPS, FHS - запись с разрешением 1920х1080, GS - запись с разрешением 1280x720 с добавлением информации GPS, SH - запись с разрешением 1280x720. Желающие могут скачать пример видео объёмом 25 МБ, записанного в формате AVCHD (по информации видеопроигрывателя VLC видео записано с кодеком H264-MPEG-4 AVC (part 10), разрешением 1920x1080 и частотой 50 кадров/с; аудио - кодек А32, стерео, частота дискретизации 48000 Гц). Чувствительность матрицы - 100-1600 ISO. Как это отражается на разрешении кадра, можно понять из ниже приведенных снимков миры и серой шкалы при разных чувствительностях.
Цветопередача типичная. Баланс белого автоматический. Тестовые таблицы сняты сбоку, чтобы избежать бликов Сбоку от объектива расположена вспышка с ведущим числом 5 м, ниже приведён её спектр, зарегистрированный спектрофотометром Colormunki. Вид сзадиВидоискатель - 3,0", резистивный, сенсорный ЖК-дисплей, приблизительно 460800 точек. Если эти точки перевести в термины, которыми измеряется разрешение монитора, то мы получим примерно 450х340. В комплекте идёт перо довольно необычной формы. Перо Необходимо отметить, что только вход в меню допускает нажатие на экран, в самом меню навигация осуществляется кнопками и недоступна для управления ни пальцем, ни пером.
Выбор выдержки и диафрагмы осуществляется после нажатия на кнопку EXPOSURE. Затвор комбинированный: электронный + механический. Скорость затвора - от 60 до 1/4000, режим Звёздное небо - 15 с, 30 с, 60 с. При серийной съемке камера для своего класса очень быстрая. Скорость съёмки с механическим затвором - приблизительно 10 кадров/с (15 кадров в серии/ 14 Мп кадр). С электронным - 40 кадров/с (50 кадров /5 Мп) - 60 кадров/с (60 кадров / 3,5 Мп). Для иллюстрации скоростных возможностей камеры приведем уменьшенные фрагменты снимков из серии, сделанной с скоростью 40 кадров/с и разрешением 5 мегапикселей, приведён каждый третий кадр серии.
Вид снизу
|
Если важно записать
правильные координаты, то надо убедится, что данные получены достаточно
недавно
|
|
Для работы с экранной клавиатурой перо,
возможно, и пригодилось бы, но, увы, в этом пункте нет чувствительности
к нажатию |
Следующее, что безусловно привлекает внимание, это колесо выбора режима съёмки.
Здесь надо отметить два автоматических режима: iA (интеллект АФ) и P (программа АЕ), три сюжетных режима: SCN (сюжетный режим), MS1 (мой сюжет 1), MS2 (мой сюжет 2), пользовательский режим CUST (запись изображений с помощью заранее зарегистрированных установок) и, наконец, ручные режимы, которые в последнее время не так уж часто встречаются у компактных камер. Это чисто ручной режим M (ручная экспозиция), при котором мы устанавливаем выдержку и диафрагму. Если в этом режиме будет установлена ещё и чувствительность, то тогда это будет действительно ручной режим, если же установить чувствительность в режим авто, задав выдержку и диафрагму, то условия съёмки ещё не будут однозначно определены: камера постарается автоматически изменить чувствительность, чтобы снимок получился не такой, как вы хотите, а такой, как ей кажется правильным. Ручной режим A (приоритет диафрагмы) - более-менее стандартный режим, если не считать, что при максимальном значении фокусного расстояния вы можете выбирать всего лишь из двух значений: F:5,9 и F:6,3, то есть за счёт диафрагмы освещённость матрицы может меняться всего лишь примерно на 15%. При широком угле мы можем уже изменить диафрагму от F:3,3 до F:6,3, то есть освещенность матрицы меняется в 3,6 раз. Минимальный размер диафрагмы F:6,3, очевидно, определяется дифракцией. Если взять программу расчёта глубины резкости, то получим, что уже при диафрагме F:5,6 разрешение будет падать за счёт рефракции, то есть диафрагму, конечно, можно закрывать и дальше, но платой за это будет падение разрешения снимка. Интересно, что в режиме S (приоритет выдержки), так оно и происходит, поскольку при фиксированной выдержке и чувствительности диапазон изменения диафрагмы так мал, что камера, при необходимости, способна уменьшить диафрагму до F:8. Фактически режим приоритета выдержки по функциональности мало чем отличается от ручного режима M. Если освещенность в процесс съёмки меняется хотя бы в два раза, то этим режимом можно пользоваться, только установив автоматический выбор чувствительности.
И, наконец, на десерт, режим 3D. Под этим названием скрывается стереосъёмка: камера делает серию из 20 снимков при смещении вами камеры на 10 см - режим похож на съёмку стереопанорам у камер Sony, - а потом из полученных снимков формирует стереопару и записывает её в формате MPO. Для статичных объектов, расположенных достаточно далеко, результат получается, пожалуй, даже лучше, чем камерами серии G со специализированным стереообъективом.
F=4 мм; ISO-100; F:4; 1/1600 |
F=10 мм; ISO-100; F:4,4;1/1000 |
F=7 мм; ISO-100; F:3,9; 1/1000 |
F=38 мм; ISO-100; F:5,5; 1/400 |
F=4 мм; ISO-100; F:6,3; 1/400 |
F=69 мм; ISO-100; F:6,3; 1/500 |
F=16 мм; ISO-100; F:4,9; 1/200 |
F=69 мм; ISO-100; F:5,9; 1/250 |
В путешествие с этой камерой за время её тестирования съездить конечно, времени не хватило, но первое впечатление таково, что камера - очень привлекательна и способна справиться с любой задачей, возникающей в поездке. Широкоугольный объектив, по углу зрения совпадающий с 24 мм объективом плёночной камеры, справится как с пейзажем, так и с архитектурой. 16-кратное изменение фокусного расстояния способно превратить камеру, если не в телескоп, то в 8-кратный полевой бинокль. Быстродействие камеры даст вам ощущение уверенности на спортивных состязаниях и возможность не пропустить голевой момент. GPS-приёмник в большинстве случаев не позволит вам перепутать, в каком городе что было снято, а если не забывать его контролировать, то большинство снимков будет привязано с точностью в несколько десятков метров. Стереорежим даст возможность без дополнительных трудов увидеть объёмные изображения на стереотелевизоре, подключённом к камере. Конечно, стремление к совершенству бесконечно. Существенного повышения чувствительности от компактных камер ожидать не приходится, а вот энерговооружённость хотелось бы иметь повыше. Пока же настоящему путешественнику мы бы порекомендовали иметь запасной аккумулятор. Не помешало бы добавить этой камере пыле- и брызгозащищённости. GPS-приёмник при наличии такого большого экрана мог бы выступать как полноценный GPS-навигатор, фактически для этого нужны только программные решения. Ну и наконец, фирма могла бы тщательней относится к подготовке инструкций про эксплуатации.