Профессиональные цифровые камеры -
это устройства, предназначенные в первую очередь для фотографов. Возможно,
когда сформируется достаточно большая когорта людей, занимающихся цифровой
фотографией, эти аппараты станут другими. На сегодняшний день предполагается,
что с ними работают фотографы в компании с компьютерными дизайнерами или
люди, освоившие обе эти специальности. Цифровые фотокамеры делятся на две
большие группы: студийные и полевые. Большинство полевых аппаратов представляют
из себя хорошо известные зеркалки высшего класса, у которых заменена задняя
крышка и добавлен цифровой блок. Работать в обычном режиме камеры, выполненные
на базе 35 миллиметровых аппаратов, как правило, не могут. Фирма KODAK
выпускает свои камеры на базе как зеркалок Nikon N90, так и аппаратов Canon
EOS1, а фирмы Minolta и Agfa взяли за основу Minolta Dynax 500SI. Отдельную
подгруппу представляют камеры, выполненные в виде съемной кассеты для среднеформатных
фотоаппаратов Hasselblad или Mamiya. В этом классе встречаются как студийные
камеры – Leaf Digital Camera Back Lumina , так и полевые – Kodak DCS 465.Предполагается,
что фотограф использует цифровую камеру вместе с одноименным фотоаппаратом
и пользуется одним комплектом объективов и аксессуаров. Поскольку основное
применение таких камер - это создание сложных композиций из многих снимков,
то и к программам обработки изображений здесь предъявляются требования,
отличные от требований к цифровым мыльницам, где основная задача показать
без изменений отснятый материал. Именно поэтому в камере не предусмотрен
прямой просмотр кадров. Предполагается, видимо, что в полевых условиях
просмотр кадров для оценки возможности их дальнейшей обработки может осуществляться
с помощью портативного компьютера.
Сфера применения этих камер, по моему
мнению, медицинская и научная съемка, где возможность проконтролировать
результат в ходе операции или эксперимента является определяющей. Цена
цифровых камер сегодня составляет от 6 до 30 тысяч долларов и, кажется
на сегодня является основным сдерживающим фактором их массового применения
в таких крупнотиражных приложениях, как выпуск каталогов и периодических
изданий, где ежедневно требуется по 15 – 20 новых фотографий. Утверждения
производителей, что в долгосрочном плане это оказывается дешевле, чем применение
пленочного аппарата и сканера, представляется спорным, поскольку при бурном
развитии цифровой технологии камеры быстро морально устаревают, а цена
на них, вероятно, будет падать быстрее, чем на фотоаппараты и сканеры.
В репортажной и рекламной фотографии при производственном цикле, превышающем
несколько часов, эти камеры представляются мало рентабельными по сравнению
с альтернативными методами, например, использование материалов фирмы Polaroid
+ сканирование. Возможно, оперативность, предоставляемая беспленочными
камерами, найдет применение при подготовке материалов для участников презентаций
и семинаров. Применение компьютерных аппаратов в процессе обучения студентов
как творческих, так и технических вузов может вывести преподавание на качественно
новый уровень. Цифровые камеры полезны и в случае, когда вам необходима
полная независимость от лаборатории.
Мне удалось подробно ознакомиться с
двумя камерами этого класса.
С результатами тестирования и моими
впечатлениями вы можете ознакомится на соответствующих страницах:
Kodak DCS 420
Minolta RD-175 и Agfa
ActionCam
Камера | Kodak DCS 420 | Minolta RD-175 | Agfa ActionCam |
Базовая фотокамера | NIKON F90 | Minolta Dynax 500SI | Minolta Dynax 500SI |
Фокусное расстояние штатного объектива | 28 мм | 24 – 85 мм | 28 – 80 мм |
Разрешение | 1524 х 1012 | 1528 x 1146 | 1528 x 1146 |
Устройство формирования изображения | 14 х 9,3 мм | 16,5 х 12,4 | 16,5 х 12,4 |
Хранение изображения | Съемный
жесткий диск в стандарте PCMCIA-ATA объемом
170 Мб
100 кадров |
Съемный
жесткий диск в стандарте PCMCIA-ATA объемом
131 Мб
114 кадров |
Съемный
жесткий диск в стандарте PCMCIA-ATA объемом
131 Мб
114 кадров |
Динамический диапазон | 12бит/цвет
Светочувствительность эквивалентна цветной пленке с ISO от 200 до 400 |
8
бит/цвет
Светочувствительность эквивалентна цветной пленке с ISO 800 |
8
бит/цвет
Светочувствительность эквивалентна цветной пленке с ISO 800 |
Интерфейс
связи с ЭВМ
|
SCSI | SCSI | SCSI |
Скорость съемки | 2 изображения/с для 5 первых кадров | 2,5 с/кадр | 2,5 с/кадр |
Ёмкость батарей | 1000 кадров за одну зарядку | 100 кадров за одну зарядку (съемный аккумулятор) | 100 кадров за одну зарядку (съемный аккумулятор) |
Запись звука | 3 мин. – 1,5 Мб | нет | нет |
Программно- аппаратная совместимость | APPLE MACINTOSH II
PC Windows |
APPLE MACINTOSH II
PC Windows |
APPLE MACINTOSH II
PC Windows |
По своим возможностям представленные
камеры очень близки. Существенная разница в технологии фиксации изображения
слабо отразилась на их потребительских качествах. Выбор объективов, которыми
укомплектованы камеры, мне представляется спорным. На мой взгляд, наиболее
универсальным штатным объективом для этих камер мог бы быть объектив с
переменным фокусным расстоянием 20-35 мм. Объектив NIKKOR 28 мм имеет избыточно
высокое разрешение, которое не может быть полностью использовано электроникой
камеры. Я полагаю, что при тестировании с одинаковым объективом с разрешением
70 штрихов на мм эти камеры показали бы близкие результаты. Возможность
использовать сменную оптику - основное преимущество зеркальных камер, поэтому
представлялось бы логичным продавать отдельно камеру и объективы. Основная
разница лежит в возможностях базовых фотокамер. Аппарат Nikon N 90 более
универсален и позволяет использовать широкую линейку объективов и вспышек
самых разных производителей. Электронная часть камеры также более полно
реализует возможности представляемые компьютером. Полная информация об
установках аппарата и возможность записи звуковых комментариев существенно
облегчает анализ результатов съемки и позволяет избежать повторяющихся
ошибок, а возможность управлять съемкой с помощью компьютера позволяет
использовать DCS 420 как студийную камеру. Если не требуется съемка с широким
углом охвата и Вы имеете оптику с байонетом Nikon, то аппарат фирмы Kodak,
несмотря на высокую цену, представляется более удачным выбором.
Камера MINOLTA RD175 с объективом
28 – 85 мм представляется наиболее универсальной и сбалансированной по
возможностям. Согласованный с измененным размером кадра видоискатель делает
пользование ей более привычным, а наличие встроенной вспышки позволяет
в большинстве случаев удовлетвориться базовым комплектом. Если Вы собираетесь
использовать цифровую камеру для создания каталогов и репортажной съемки
и хотите обойтись минимумом принадлежностей, то эта камера для Вас.
Камера фирмы Agfa оснащена более простым
и дешевым объективом, поэтому если для ваших целей этого достаточно или
вы имеете фотокамеру и объективы фирмы Minolta, то наименьшая цена может
склонить чашу весов к покупке этой камеры.
Применение колец для макросъемки позволяет
использовать эти камеры как сканеры диапозитивов, причем меньшее отношение
сторон кадра у камер Minolta и Agfa позволяет более эффективно использовать
их для пересъемки негативов и диапозитивов формата 6 х 6 см. Особенно эффективны
эти камеры, если необходимо оцифровать только часть кадра.
Проведенное мной исследование технической
поддержки, предоставляемой фирмами через сеть Интернет, выявило несколько
несерьезное отношение к этим камерам. Количество информации для владельцев
цифровых мыльниц на порядок больше. Вероятно, эти камеры рассматриваются
производителями как прототипы и число их владельцев ничтожно мало. Страницы,
посвященные камерам фирм Kodak и Minolta, представляются удовлетворительными,
хотя о Российском рынке там пока не заботятся. Страница фирмы Agfa мне
показалась недостаточной для нормальной поддержки владельцев камер Agfa
ActionCam.