Вспышка BOSH DS20S2
|
Как устройство для импульсного освещения, эта вспышка ничем не отличается от того, что мы видим уже лет двадцать. На моей памяти эволюция электронных вспышек в основном свелась к совершенствованию систем питания, автоматики и интерфейса взаимодействия с аппаратом. Моя первая электронная вспышка ФИЛ, купленная в начале семидесятых, могла работать от сети переменного тока; если же нужна была автономность, были доступны два варианта: 300 В батарея "Молния" (объемом литра полтора и соответствующего веса) или зарядное устройство от двух плоских батареек напряжением 3,7 В с преобразователем, который пищал куда громче комаров и не менее назойливо. Видимый прогресс свелся к тому, что преобразователь теперь прекрасно работает от двух элементов АА и практически бесшумно. Встроенная автоматика позволяет управлять энергией импульса и автоматически обеспечивать одинаковое освещение для объектов, находящихся на разном расстоянии. Причем, в отличие от первых подобных устройств, в случае очень близкого объекта и соответственно малой мощности вспышки, лишняя энергия не расходуется. В первых автоматических вспышках световой импульс ограничивался, однако конденсатор каждый раз полностью разряжался.
Подсоединение вспышки к камере тоже претерпело изменения. Если первоначально это было только подключение проводом с двухконтактным разъемом, то потом появилась возможность быстрого подключения и методом так называемого горячего башмака, когда, при креплении вспышки к аппарату, одновременно замыкается электрическая цепь. Постепенно двухконтактный горячий башмак оброс дополнительными контактами, которые позволяли камере управлять мощностью и углом пучка света, создаваемого вспышкой. Проводное соединение для запуска вспышки также сохранилось, внешне практически без изменений. Электрически же оно стало несколько другим. Если в механических камерах два контакта просто замыкались, и напряжение и полярность никакой роли не играли, зачастую синхроконтакт просто замыкал высоковольтную цепь поджига лампы, то в современных конструкциях с обоих концов провода появились полупроводниковые элементы, и напряжение на контактах упало на порядок. Кроме того, некоторым камерам стало не все равно, на каком контакте вспышки плюс, а на каком минус.
Уже довольно давно появилась и возможность дистанционного запуска вспышки по световому импульсу. Т.е. ведомая вспышка срабатывает от светового импульса ведущей, встроенной или соединенной с аппаратом, вспышки. Камнем преткновения этой системы синхронизации стало то, что сегодняшние камеры любят вспыхивать по поводу и без повода. Камеры вспыхивают для того, чтобы заставить вас сузить зрачки и уменьшить их красноту на снимке, камеры делают слабый предварительный импульс для того, чтобы оценить дистанцию и отражающую способность объекта. Т.е. очень часто прежде чем дать тот импульс, от которого должна сработать внешняя вспышка, камера делает один или два предварительных. Ведомая вспышка, естественно, срабатывает от первого, а ко второму уже не успевает зарядиться. Кроме того, если первый импульс был оценочный, то срабатывание ведомой вспышки на полную мощность, даже если она предназначена для фонового освещения и направлена в потолок, способно смутить автоматику камеры, и встроенная вспышка сработает с существенно меньшей энергией, чем следовало бы. Поэтому самым интересным в рассматриваемой нами вспышке является система синхронизации, позволяющая приспособиться практически к любому поведению встроенной вспышки. Вспышка может сработать от первого светового импульса, может сработать от второго импульса, причем при условии, что второй импульс последует не раньше, чем через 50 мкс. В следующем режиме она сработает опять же от второго импульса, но уже следующего с интервалом не менее 100 мкс. В следующем режиме она просто сработает от второго импульса вне зависимости от интервала. И, наконец, в последнем, пятом режиме она сработает от третьего импульса.
Эпохальность событий состоит не в том, что мне попалась подобная вспышка, а в том, что это явление стало массовым. Точно такую же я видел еще и с другими названиями, в том числе, и известных фирм. Кроме того, о массовости свидетельствует и крайне небрежное отношение к упаковке и инструкции. На коробке изображена несколько другая вспышка с поворотным рефлектором, в инструкции – уже та самая, однако в тексте встречается, что рефлектор можно повернуть. Кроме того, указанное в описании ведущее число – 20 м – по моим измерениям, существенно завышено.
Вспышка имеет два автоматических режима, в которых, если диафрагменное число камеры установлено на 2 (при чувствительности пленки или матрицы 100 ISO), то объект будет правильно освещен в диапазоне от 1 до 10 м; а если диафрагменное число установлено 2,8, то – в диапазоне 1-7 м. Выбор диафрагменных чисел для автоматических режимов представляется крайне спорным. Если использовать вспышку как основной источник освещения, то очень немногие мыльницы могут похвастаться столь светосильными объективами. Если же устанавливать более высокую чувствительность или брать более чувствительную пленку, то существенно увеличатся шумы или зерно. Поэтому реально польза от этой вспышки может быть, если ее использовать для создания заполняющего освещения дополнительно к встроенной вспышке камеры, (направляя ее, например, в потолок). Необходимое соотношение между освещенностью, создаваемой основной и дополнительной вспышкой, можно получить, изменяя угол и расстояние между объектом и ведомой вспышкой.
Вспышка неплохо укомплектована. Есть подставочка, позволяющая поставить ее на стол или закрепить на штативе. Кроме горячего башмака с центральным контактом, есть и кабель, позволяющий осуществить проводное соединение между вспышкой и камерой.
Устройство питается от двух элементов АА и имеет две кнопки ручного запуска, центральный контакт на горячем башмаке и разъем для кабельного соединения.
При детальном рассмотрении устройство представляет собой маломощную вспышку с ведущим числом 3,5 и плотным красным фильтром. С фильтром ее ведущее число падает до 0,5. Хотя, вероятно, основная энергия лежит в ИК области, тем не менее цифровые камеры регистрируют вспышку, как пурпурную или даже синюю. Все зависит от спектрального пропускания фильтра перед матрицей.
Так регистрирует цвет попавшего в кадр устройства синхронизации камера Casio QV 4000 |
а так камера Canon D60 |