AI-4080 - типичный представитель 4 Мп мыльницНас часто просят провести тестирование дешевых камер. Откликаясь на эту просьбу, предлагаю вашему вниманию данную статью. Все нынешние камеры собираются из стандартных компонентов, и название, написанное на корпусе, существенной роли не играет, как не играет роли, где собран ваш компьютер - у вас дома, в соседней подворотне, или на крупной фирме. Если он сделан из одинаковых деталей, работать он будет примерно одинаково. Качество сборки, конечно, играет некоторую роль, но зависит не столько от сборщика, сколько от комплектующих. Если корпус компьютера у вас кривой, то собрать в нем нормально работающий компьютер, у которого все платы надежно контачат друг с другом, достаточно сложно. Хотя и возможно, если воспользоваться напильником, плоскогубцами и другими инструментами. Но в этом случае, весьма вероятно, что стоимость времени будет существенно больше, чем, если бы купить сразу хороший корпус. Пластмассовый компактный легкий аппарат (96х51,5х30 мм, 110 г без элементов питания и карты памяти). Камера имеет хорошую 4 Мп ПЗС матрицу, судя по фокусному расстоянию объектива размером 7х5 мм. Максимальный размер кадра - 2304х1728 пикселей. 16 Мб внутренней памяти и карта SD для хранения фотографий. Объектив с фиксированным фокусным расстоянием F=7,7 и постоянной диафрагмой F/3,5. Наводка на резкость осуществляется рычагом под объективом и имеет 2 положения: бесконечность и макросъемка. Электроника камеры может все, что можно пожелать: съемка фотографий, съемка видео, просмотр снятых кадров на относительно маленьком, размером 1,5 дюйма, но достаточно четком экране, связь с компьютером по USB. Это все стандартные компоненты, которые в силу своей массовости стали очень дешевыми и не требуют лишних затрат ни при сборке, ни при настройке. Съемка видео на 99% зависит от электроники, но по непонятным причинам ее реализация оказалась ниже ожидаемой после первого взгляда на содержимое упаковки и описание. В описании видео 320 на 240 пикселей, реально 256 на 192. Звук не записывается, но вводит в заблуждение наличие звукового разъема на кабеле. Отсутствие звука можно объяснить попыткой удешевить камеру, хотя лишний разъем нарушает стройность логики экономии на всем. Размер же видео кадра я объяснить не могу - матрица имеет существенный запас, возможно, слабый процессор не успевает сжимать большой кадр или маленький ЖК не способен отобразить кадр один к одному. В любом случае в описании нас вводят в заблуждение.
Видоискателей два: оптический и ЖК экран, но поле зрения на ЖК экране меньше реально получаемого кадра. Вероятно, его основная функция - отображение меню и показ отснятых кадров.
Питание от двух элементов AA. Чтобы получить дешевую камеру, на чем можно сэкономить? На кнопках и программном обеспечении, ограничив управляемость камеры; на изменяемой диафрагме, на самом объективе. Вообще говоря, объектив с фиксированным фокусным расстоянием сделать достаточно хорошим для этой матрицы не так уж дорого и сложно. Несколько сложнее его точно установить относительно матрицы. При отсутствии автофокусировки это становится весьма актуальным, поскольку нет мотора, который, перемещая объектив, позволяет скомпенсировать ошибки начальной юстировки. Из истории фототехники мы знаем, что собственно, сам аппарат, без пленки, обеспечивающий ожидаемое качество (отпечаток 13х18), сделать не так уж дорого. И Смена-6, и Любитель-2 стоили (лет сорок назад) менее 15 рублей. Даже по официальному курсу того времени это менее 20$. Отдельно очень неплохой объектив Индустар 50 стоил 7 рублей. Но это, если собирались сделать аппарат. За те же или почти те же деньги и тогда выпускался Этюд, который, скорее, был дорогой игрушкой, а не дешевым фотоаппаратом. Посмотрим, что же получилось у современной цифровой камеры. Левый край кадра Правый край кадра Центр кадра. Для наглядности при верстке все миры увеличены в 2 раза. Как видно из приведенных снимков мир, объектив обладает существенным астигматизмом, ЧКХ от центра к краю также меняется существенно, ну и, наконец, объектив перекошен относительно матрицы, поскольку правый край существенно отличается от левого. Для того, чтобы снять подозрения, что снимки сделаны не с точки, лежащей на перпендикуляре к центру миры, делалось 2 снимка с одной точки: аппаратом, расположенным нормальным образом, и перевернутым вверх ногами. В этом случае, если бы проблема была не в юстировке, то мы имели бы нерезкими разные края кадра. Для сравнения приведены снимки миры, сделанные 4Мп камерой Casio QV 4000. Центр кадра AI-Casio. Как и ожидалось, в центре объектив с постоянным фокусным расстоянием выигрывает. Левый край кадра. Совмещены изображения мир, снятые, соответственно, камерами AI(слева) и Casio(справа). Ситуация, обратная предыдущему снимку, поскольку астигматизм существенно снизил контраст линий, идущих из центра кадра. Все проблемы в неточной юстировке аппарата; если бы мы сравнивали правый край, то у Casio изображение осталось бы практически таким же, а у AI существенно улучшилось бы. По разрешению камера уже не проигрывала бы, и только контраст бы немного уступал. Casio-AI, правый край кадра. А теперь посмотрим, что же получается при съемке реальных объектов. Выдержку и диафрагму установить нельзя, но можно слегка вмешаться в получаемые результаты, установив экспокоррекцию, чувствительность, баланс белого и точку фокусировки. Если камера установлена на бесконечность, то все относительно неплохо.
При съемке против солнца результат удовлетворительный, хотя блик (причины возникновения блика см. здесь) ярко выражен. У камеры Minox при том же угле зрения блик почти незаметен.
Если переключить камеру в макрорежим, то оказывается, что возможности маневра резко уменьшаются: экспокоррекция не работает, чувствительность не работает. Нормально цветок снять не удается, в принципе.
Что касается цветопередачи и зависимости шумов от чувствительности, то они вполне приемлемые, что и следовало ожидать от современной матрицы.
Съемка тест-таблицы при дневном освещении, ISO 100, баланс белого автоматический. ЗаключениеПростые аппараты, несомненно, имеют право на существование. Возможно, даже автоматические, поскольку парадокс цифровой фотографии в том, что себестоимость автоматического фотоаппарата ниже, чем аппарата с ручным управлением. Не надо ставить дополнительные кнопки и вводить дополнительные пункты в меню. Однако, если делать этот аппарат чисто автоматическим, то не стоило ему и давать возможности работать в макрорежиме, все равно в нем автоматика со своей задачей не справляется. И в любом случае непонятно, зачем этому объективу такая роскошная матрица. Единственный аргумент за, это то, что с такой матрицей 2х кратное цифровое увеличение, особенно учитывая высокую резкость по центру, эквивалентно увеличению фокусного расстояния объектива в полтора раза у 2Мп камеры. Если же подойти к конструированию этого аппарата хотя бы с позиций, заложенных в вышеупомянутую Смену 6, то надо было бы ставить более приличный объектив, со шкалой дистанций, содержащей больше, чем 2 положения, и с ручной установкой диафрагмы, или уж, во всяком случае, без отключения экспокоррекции в макрорежиме. Если бы в этой камере была 2Мп матрица, возможно, был бы незаметен ни астигматизм, ни перекос. Но уж коль скоро установлена 4Мп матрица, то аппарат надо юстировать, что, естественно, скажется на его стоимости. Процедура юстировки цифровых аппаратов, пожалуй, сложнее, чем для пленочных и, возможно, потребует более прочного корпуса. На мой взгляд, сегодня комплектующие все более и более высокого уровня становятся дешевле день ото дня. Работа же квалифицированного мастера, наоборот, становится все дороже. Поэтому в аппаратах начального уровня дешевле поставить мотор и автофокус, в идеале 3 мотора для возможности перекоса матрицы (зачем это нужно, смотри здесь). И все равно это будет дешевле, чем точная юстировка объектива на бесконечность или гиперфокальное расстояние квалифицированным мастером. Не говоря уже о том, что юстировочные винты или прокладки, которые придется использовать, могут оказаться по цене не намного дешевле, чем электромотор, перемещающий объектив. К сожалению, все замечания относятся не к одной или двум фирмам, выпускающим или продающим под своей маркой фотоаппараты, а ко всему классу этих аппаратов. Камеры, выпускаемые под торговой маркой AI, но относящиеся к более старшим классам, тоже не без недостатков, но они вместе со всем классом страдают уже совсем другими болезнями, а какими - см. здесь. Индивидуальность моделей - это, за редким исключением, удел дорогих камер. У дешевых камер болезнь протекает по-разному у каждого экземпляра, а вот диагноз - общий для всех моделей вне зависимости от торговой марки. Некоторые известные фирмы, впрочем, пытаются кардинально справиться с болезнью путем ампутации по шею и не выпускают дешевых камер. Камера предоставлена компанией ACUMEN INTERCONTINENTAL Соrp
29.09.2004
Установите проигрыватель Flash
|
Облако тегов:
...
|