Электронная фотография и компьютерная фотография - где граница?
Собственно фотография - это возможность запечатлеть изображение, полученное с помощью оптического устройства. Вопрос пера и чернил. Оптическое устройство (перо) может быть отверстием в пластине (камера-обскура) или сложнейшим объективом из 10 линз, разница между ними - это всего лишь вопрос светосилы.
Регистрация (чернила), химическая в классической фотографии или электрическая в телевидении и копировальных аппаратах , не делает фотографию компьютерной. В компьютерную фотографию изображение превращает оцифровка. Таким образом, изображение, снятое видеокамерой в режиме стоп-кадра, - еще не компьютерная фотография, это электронный образ, который в аналоговом виде записан на магнитный носитель и может быть увиден на экране телевизора. После оцифровки мы получаем набор чисел, описывающих изображение, и уже не важно, где эти цифры записаны - на бумаге или магнитном слое дискеты.
Компьютер на то и вычислительная машина, чтобы иметь дело с числами, следовательно, фотография, представленная в виде чисел, - это и есть компьютерная фотография.
Процесс проявки в явном виде выделен в фотографии, хотя фирма Polaroid и сделала все, чтобы мы его не замечали. Процесс проявки - это творческий процесс, и без него художественная фотография многое потеряет. Можно считать, что цифровая обработка изображения - это аналог проявки.
Подчеркиваю, что, на мой взгляд, фотография снятая цифровой камерой или оцифрованное изображение с негатива или отпечатка - это одно и тоже.
Технологически сегодня электронная фотография легко переводится в цифровую или даже ее аналоговая часть недоступна пользователю; аналогично снимающему на диапозитивную пленку недоступен негатив. Поэтому, начиная разговор о компьютерной фотографии, необходимо остановится на сравнении электронной и химической фотографии.
Итак, оптика одинакова в любой фотографии, финальный результат, если мы рассматриваем отпечаток на сублимационном принтере и фотобумаге, различен по технологии, но одинаков по сути. Различие между электронной и классической фотографией заключено в способе сохранения промежуточного результата. Оцифровка изображения и математические операции с числами на компьютере - всего лишь дополнительная стадия в процессе обработки.
Вопрос о дискретности то же не является принципиальным. Пространственной дискретностью обладает и пленка (размер кристаллов серебра).
Дискретные значения плотности изображения при обратном преобразовании цифры в аналог могут быть сглажены.
Цифровые способы обработки изображения часто имитируют то, что может быть достигнуто методами оптическими или химическими. У себя на компьютере я обнаружил более 100 различных фильтров (в данном случае фильтр - это программа, изменяющая числа, описывающие изображение). Некоторые из них удобнее в применении и вполне сопоставимы по результатам:
Некоторые возможности цифровых камер и нетрадиционного представления фотографий я попытался отобразить на этих страницах.
1996