Света не бывает много. Фотография - это остановленное мгновение, и чем более короткий миг мы запечатлели, тем он резче. Таким образом, идеал - это много света в очень короткое время. Краткая вспышка света позволяет снять без смазывания быстрое движение, даже если ваш затвор - это крышка на объективе. Именно для съемки быстродвижущегося объекта в 1851 году Ф. Талботом был использован разряд лейденской банки. Собственно эта первая электрическая вспышка была реализована на основе тех же физических принципов, что и ее далекие потомки. При съемке быстропротекающих процессов и сегодня применяется искровой разряд.
Как мы видим, претензии Талбота на приоритет в создании современной фотографии были весьма обоснованы, напомню, что Вильям Генри Фокс Талбот является автором первой в мире публикации по фотографии и калотипии, в которой реализовывалась негативно- позитивная последовательность процесса .
И хотя электрическая вспышка была применена в фотографии первой, само понятие “вспышка” получило распространение с 1886 г, когда был использован порошок магния. В 1893 г. Шауфер разработал магниевую лампу-вспышку в виде стеклянного шара наполненного кислородом, с магниевой проволокой, с электрическим поджигом.
В современной вспышке баллон наполнен алюминиевой фольгой и его конструкция была разработана Й. Остермайером в 1929 г. Второе рождение электронной вспышки связано с именем Г. Эджертона, который в 1932 году предложил использовать в фотографии лампу-вспышку многоразового действия, а в 1939 году изготовил вспышку на основе ксеноновой трубки и разработал метод поджига лампы-вспышки от затвора фотоаппарата. Еще 15 лет назад реальную конкуренцию электронным вспышкам в массовых любительских камерах составляли так называемые “вспышки–кубики”, представляющие собой прозрачный пластмассовый кубик, разделенный внутри перегородками на четыре части, каждая из которых - это миниатюрный осветительный прибор с лампой- вспышкой разового действия. Один “кубик” позволяет произвести 4 вспышки при последовательном повороте его на 90 градусов. Эффективное время свечения разовой лампы вспышки около 1/60 с.
Из этапов большого пути развития электронных вспышек отметим еще две даты: 1958 год -транзисторный преобразователь напряжения в вспышке, выпущенной П.Метцем, и 1976 г. - появление согласованной автоматической лампы вспышки Canon Speedlite 155, которая при установке в обойму функционально связывалась с камерой посредством дополнительных управляющих контактов. Развитие систем синхронизации вспышки и затвора и составила в основном более чем столетнюю историю применения импульсных осветительных приборов в фотографии.
Чтобы понять, что дают нам современные вспышки, кратко остановлюсь на двух основных видах затвора и способах их синхронизации со вспышкой.
В случае съемки со вспышкой в темном помещении требования к синхронизации очень грубые и без всякого влияния на качество снимка могут быть реализованы с любым затвором: надо открыть затвор, сделать вспышку и закрыть затвор. Поскольку других источников света, кроме вспышки нет, то и время, которое затвор был открыт, никакого влияния на конечный результат не окажет, и реальная выдержка определяется только длительностью вспышки. Другое дело - использование вспышки для подсветки теней в солнечный день. В идеале в этом случае выдержка должна быть достаточно короткой, чтобы освещенная солнцем сторона была правильно экспонирована и не возникло смаза из-за движения объекта или дрожания рук фотографа . При использовании центрального затвора это легко осуществить, подав сигнал на срабатывание импульсного источника в момент открытия затвора до рабочей диафрагмы ( в случае с электронной вспышкой - синхроконтакт, помеченный буквой Х) или с некоторым опережением (для одноразовой вспышки – контакт, помеченный буквой M или FP). Для фокального затвора все не так просто, поскольку затвор полностью открывается далеко не на всех выдержках. Так, например, у “Зенита” это 1/30 с, на более коротких выдержках перед кадром пробегает полоса между двумя шторками, ширина которой и определяет выдержку, а экспонирование разных частей кадра разнесено во времени на 1/30. В лучших современных камерах полное раскрытие фокального шторного затвора происходит при выдержке 1/300 с. Следовательно, вспышка должна происходить после того, как первая шторка полностью открылась, а вторая еще не начала двигаться. При этом при длительных выдержках возникает интересная возможность усилить художественный эффект снимка за счет синхронизации вспышки не после полного открытия затвора, а по моменту его закрытия, т.е. началу движения второй шторки. В этом случае резким получается изображение в последний момент, а за ним следует смазанный шлейф, подчеркивающий движение.
Для соединения аппарата со вспышкой, не сопряженной с автоматикой камеры, обычно используется стандартный разъем , а для бескабельного соединения используется горячий башмак с центральным контактом .
При одновременном использовании нескольких вспышек часто применяется синхронизация по световому импульсу от вспышки, закрепленной на камере ( подобные устройства бывают как встроенными, так и внешними , присоединяемыми к синхроконтакту любой вспышки). Возможно соединение нескольких вспышек и проводами, но при этом следует использовать специальное согласующее устройство, поскольку простое запараллеливание проводов приводит, как правило, к тому, что либо вспыхивает только одна вспышка, либо вообще ни одна не срабатывает.
Самой важной характеристикой вспышки для фотографа является ведущее число.
Разделив ведущее число на
расстояние между вспышкой и
объектом можно довольно точно
определить диафрагму, которую
необходимо установить на
аппарате.Точные значения
освешенности позволяют измерить
специальные
экспонометры
называемые
флешметрами.
Сегодня ведущее число обычно
указывается для пленок
чувствительностью 100 ISO, на старых
вспышках для 64 ISO. Если
предполагается
использовать пленку другой
чувствительности, то ведущее число для нее легко
вычислить, разделив ведущее число на корень
квадратный из отношения
чувствительности пленки, для которой
рассчитано ведущее число,
указанное на вспышке, к
чувствительности
используемой пленки.
Автоматическая вспышка избавляет от необходимости постоянно согласовывать диафрагму с расстоянием до модели. Установленный в ней приемник улавливает отраженный свет и определяет момент, когда при данной диафрагме можно прервать импульс и погасить вспышку. Автоматика систем, более глубоко интегрированных с камерой, использует фотоприемник, расположенный в камере, который замеряет свет, отраженный от пленки в момент съемки.
Любопытно отметить, что с развитием электронных вспышек постоянно шла борьба за увеличение длительности вспышки. Если искровой разряд у Талбота, вероятно, не превышал 1/1000000, то современные вспышки, которые позволяют снимать с фокальным затвором на любой выдержке, имеют длительность более 1/125 секунды.
Ведущее число вспышки существенно зависит от используемого рефлектора. Если в эпоху, когда объективы с переменным фокусным расстоянием были редкостью, вполне естественным было заменить вместе с объективом и отражатель вспышки, то сегодня появилась реальная необходимость постоянно согласовывать угол пучка света от вспышки с фокусным расстоянием объектива. Многие современные вспышки снабжены мотором, и расстоянием лампы от рефлектора управляет камера.
Взаимодействие камеры и вспышки стало настолько тесным что камеры Minolta утратили даже гипотетическую возможность использования старых вспышек и имеют уникальную систему крепления. Камеры Canon и Nikon теоретически позволяют подсоединить не только специально разработанные для них вспышки, имеющее дополнительные контакты, но и сохранили возможность использовать горячий башмак с единственным центральным контактом, однако применение их не рекомендуется, так как они были рассчитаны на механическое замыкание цепи поджога лампы, и паразитные токи могут вывести электронику из строя.
Мне представляется решение фирмы Minolta достаточно логичным, так как они не только застраховались от использования чужих вспышек, но и реализовали в своем башмаке более надежное крепление вспышки к камере.
Из дополнительных возможностей, реализованных в дорогих моделях, следует отметить стробоскопическое освещение, возможность разделять пучок света на прямой и направленный в потолок, лампу-пилот. Череда вспышек при работе вспышки в режиме стробоскопа создает эффект последовательного экспонирования на один кадр, причем можно установить очень короткие промежутки между снимками. Лампа-пилот служит для моделирования освещения от вспышки за счет более слабого освещения лампой накаливания. Иногда в качестве пилотного освещения используется стробоскопическое освещение высокой частоты.
В заключение попытаюсь нарисовать портрет современной вспышки, интегрированной с камерой и фактически являющейся ее отсоединяемой частью.
Это фотовспышка весом мене полукилограмма с ведущим числом 50 для пленки 100 ISO.
Питание вспышки осуществляется от батареек. Время полной перезарядки менее 5 секунд.
Камера может управлять фокусным расстоянием рефлектора и длительностью вспышки в режиме TTL. Возможен ручной контроль мощности и контроль экспозиции по предварительной вспышке.
Вспышка снабжена лампой -пилотом и системой подсветки для автофокусировки камеры.
Синхронизация с фокальным затвором осуществляется при любом значении выдержки.
Возможен дистанционный контроль вспышки по ИК каналу при прямом измерении освещенности через объектив. Предусмотрена возможность задать отношение мощностей при использовании нескольких вспышек.
Возможен стробоскопический режим с частотой вспышек до 100 Гц.
Поворот рефлектора осуществляется в двух плоскостях. Вспышка снабжена жидкокристаллическим дисплеем, отображающим диапазон возможных расстояний для выбранного значения диафрагмы.
И последнее. К сожалению, на современных вспышках нет надписи “Не влезай убьет”, а она вполне уместна, поскольку несколько вольт маленьких батареек преобразуются внутри вспышки как минимум в 300 В и заряжают конденсатор с емкостью большей, чем емкость земного шара.
Вспышка, вероятно, как и сто лет назад, - самый опасный инструмент в руках фотографа и не только для него, но и для окружающих: ведь энергия в 200 джоулей, если она вся попадет в глаз фотомодели, может повредить сетчатку и вызвать необратимое повреждение глаза.
|