В пос. Лехта (лехто "роща") есть удобная для сборов поляна между домов у крутого поворота дороги влево от озера. Обогнув слева остров напротив места сборов, пересечь Шуезеро в СВ направлении. Приблизительно с середины озера на его восточном сберегу становится различима геодезическая вышка. Около нее удобная стоянка с пляжиком. Со стороны озера стоянка закрыта островом. Далее следовать вдоль берегам срезая неглубокие заливы, Выход в реку при этом обнаруживается легко. На первых километрах река широкая, течение слабое. Справа к воде выходят скалистые сельги, на которых можно устроить стоянку. В получасе хода от Шуезера встретится озерко Машколампи с заросшей левой частью, за которым река уходит под плавучий берег. Байдарки надо пропихивать в узкий проход, после чего река принимает прежнюю ширину. Вскоре встретится П1 - несложный мелкий перекат длиной 80 м, в начале которого на воде лежит мост. Обнос моста справа 20 м, Ниже - П2, крутой 150 м перекат с поворотами. Струя узкая , но чистая. Затем справа стоянка на невысокой сельге, Здесь удобно устроить обед, т.к. дальше (практически до Кипозера) остановиться негде - берег сильно заболочен, Вскоре справа впадает короткая протока из оз.Гнилого (видно с воды) Ниже - мост заброшенной лесовозной дороги и зарастающее Кузькозеро. Берега его заболочены, стоянка невозможна. Выходить в реку правым берегом западного плеса по полоске чистой воды. В начале реки одиночные камни в русле, в низкую воду здесь может вскрыться мелкий перекат, Вскоре встретится мост лесовозной дороги, перед ним 50-метровый перекат П3, Осмотр слева. Проходимость участка под мостом зависит от уровня воды.
До Верх.Кипозера остается полтора часа хода по гладкой воде. Незадолго до озера справа к реке подходят высокие гряды, поросшие гладкоствольными соснами. На озере можно остановиться в избе на СВ берегу - напротив устья реки или на красивой поляне на острове, С воды эта стоянка не видна, ориентир - деревянные мостки. В дальнем, СЗ конце озера великолепные "бараньи лбы", поросшие разноцветными мхами и лишайниками. Сюда стоит отправится хотя бы на экскурсию,
Выход из Верх.Кипозера - в узком ЮВ заливе. В протоке П4 - 150 м шивера с большим количеством камней. Проход слева, в конце валун по центру струи.аКат.сл.-II. На Нижн.Кипозере свернуть в левый залив и выходить из него влево же. После нескольких километров болотистого плеса ( где хорошо ловится окунь на дорожку) начинается цепочка препятствий. П5 - сильный 300 м перекат со сложной линией движения и крутым падением. Кат.сл.-II. П6 - 500 м перекат с мелководной горкой в средней части. На входе слив 0,4 м, разделенный надвое грудой бревен, П7- бурный перекат 70м. Затем порог П8 Бутылочное Горло. Ориентир - резко повышающийся правый бере, мощная упавшая в реку ель слева. Длина около 150 м, кат.сл.- III. Осмотр справа. Начинается двумя невысокими сливами с каменистых гряд, дальше струя, нашпигованная камнями, сваливается к правому берегу, отразившись от него входит в "горло", образованное невысокими скалами, и прыгает в невысокий слив, изогнутый вправо . Желателен сигнальщик для указания узких ворот в камнях под правым берегом перед "горлом". Справа над порогом стоянка. Через 500 м - слабый перекат П9, вскоре - П10. Река здесь раздваивается. В левой протоке (кажущейся основной) сплошное мелководье, в правой - узкая струя с маленьким сливом и прижимом к скале правого берега, затем несложный перекат. Вскоре резкий поворот реки влево, под правым берегом маленький островок и на правом вираже порог П11 - полуметровый косой слив с навалом на камни слева. В 10 м за сливом, в струе почти не читаемый с воды камень (обходить справа). Затем река проходит через тростники с отдельными камнями, 200 м мелкий перекат П12 и простой короткий П13. Через километр река входит в эффектное каньонообразное сужение 150 м длины. Слева есть стоянка, еще через 3 км после крутого левого, затем - правого поворота невинным с виду перекатом начинается порог П14 Темный. Длина около 250 м, кат.сл.- III. Осмотр начинать слева. Вход прямой, с крупными камнями в струе. Далее левый поворот, а вправо уходит узкая протока, образуя довольно большой остров. Пройдя вход, следует зачалиться к острову и осмотреть порог справа. На левом повороте струя сжимается, проходит через три гряды камней, вылетает на правый поворот, обкатывая столообразный обливняк, и падает в крутой метровый слив под правым берегом (в центре и слева слив идет через плиту на камни). На острове есть небольшая и довольно комариная стоянка.
Ниже следует П15 - 400 м перекат на прямом участке реки. Проход в основном под левым берегом, в струе камни. Кат.сл.-II. П16 - 300 м перекат с левым поворотом. За ним слева можно встать на стоянку, но оттяжки палаток придется крепить камнями. Здесь к воде выходит невысокий скальный массив, поросший чахлыми соснами. Сразу за стоянкой начинается 200 м перекат П17, за левым поворотом почти без перерыва переходящий в порог П18 Софринский. Это одно из наиболее интересных препятствий реки. Осмотр справа. Длина порога около 400 м, кат.сл.-III. Широкую здесь реку перегораживают семь скальных гряд, на четырех из которых образуются сливы до 0,8 м. Ключевым моментом, определяющим саму возможность успешного прохождения дорога, является заход из-под правого берега на второй слив и четкий переход из второго слива в третий. При повышении уровня воды основная струя на втором сливе смещается правее и бьет в нос островка под правым берегом. Тут появляется альтернативный вариант прохождения: после второго слива выполнить резкий уход вправо за островок - в обход третьего слива. Первый и четвертый сливы несложны в прохождении и отделены от основной части порога участками быстротока. Стоянку на пороге организовать невозможно.
Ниже Софринского порога начинается П19 Змея. Это 300 м россыпь огромных камней, в которой идет, извиваясь, узкая и сильная струя. Ниже подряд идут: П20 - мелкий перекат 50 м; П21 - перекат 100 м; П22 - перекат 150 м с правым, затем левым поворотом, крутым падением и сильной струей. Кат.сл.-П. Ниже уютная стоянка слева, а за левым - поворотом порог П23 Чайник. Длина 200 м, кат.сл. - II-III. Осмотр слева. На входе река сужается до 6 м, образуя слив сложной формы, дальше короткая "труба" с отдельными камнями и перекат с очень хитрым проходом. Вскоре река раздваивается. От широкой правой протоки через несколько сот метров отходит еще одна, центральная. Обе протоки мелководны и заканчиваются двухметровыми падунами. В основной узкой левой протоке через 100 м начинается каньон порога П24 Белая Лошадь. Длина 300 м, кат.сл.-1У. В каньоне два крутых поворота с прижимами, отлогие мощные сливы. На входе крутой метровый слив. Осмотр и обнос слева. В середине каньона стоянка с прекрасным видом на порог. В 1,5 км ниже мост автодороги.
После трехкилометрового плеса следует 50 м перекат П25, затем сильный прямой перекат П26 с обливняком в струе. Под ним справа неплохая стоянка. После короткого П27 3-4 км тихой воды и следующая серия препятствий. П28 - перекат 100 м. П29 - перекат 25 м. П30 - простой порог на левом повороте с отлогим сливом и большими стоячими валами. Справа под порогом небольшая стоянка. П31 - сильный перекаткат II кат.сл. со сложной линией движения. П32 - перекат 50 м. П33 - одиночный слив 0,3 м. П34 - перекат 50 м. С этого места по берегам начинается горелый лес и тянется около 15 км - до пор. Сосновый. Берег до самой воды завален мертвыми стволами, меж которых поднялась уже высокая густая березовая поросль. Даже налегке по берегу пройти очень трудно. Открывается это безобразие шиверой П35. Длина около 400 м, средняя скорость течения, множество гряд камней поперек реки. Кат.сл.-III. После прямого входа правый, затем - левый повороты. Осмотр слева. Проходы плохо запоминаются и плохо читаются с воды. Имеет смысл проходить шиверу в два приема, зачаливаясь на правом повороте в маленькую суводь у левого берега.
Далее после левого поворота начинается полукилометровая шивера П36 Ведьмино Ущелье. Кат.сл.-III. Русло в первой, прямой, части уже и течение много сильнее, чем в П35. Сильный навал на валуны в русле. Затем правый и левый повороты, где река широко разливается и проходит через множество каменных гряд. Осмотр справа, выход виден плохо. В середине шиверы на правом берегу есть стоянка. Ландшафт этого места весьма своеобразен. Русло реки заглублено метра на два, пойменная терраса правого берега, покрытая мертвым лесом и молодой порослью, идет вдоль реки 30-40 м полосой, а за ней 10-15-метровой стеной поднимается скальный кряж, тянущийся вдоль реки на несколько сот метров, а вглубь - насколько хватает взгляда. Здесь вполне можно устраивать занятия по технике скалолазания. Очень впечатляет вид сверху на долину реки и бескрайние леса.
Через 300 м реку пересекает отлогий водоскат, за ним П37 - крутой перекат 50 м на левом повороте. Слева . плохонькая стоянка, не видная с воды. П38-40 - перекаты по 50-100 м. Затем несложный, но красивый порог П41 Директор. Образован двойным сливом влево с плиты, перегораживающей всю реку. Общий перепад около 1 м. Осмотр слева. Справа, в случае необходимости, можно организовать стоянку на травянистом склоне. Далее 6 км плеса с тремя короткими простенькими перекатами Много упавших в реку деревьев, встречаются несложные завалы. Затем остров с выброшенным на него настилом моста, а справа короткий перекат П42 с камнем в струе. За ним коротким слабым перекатом начинается километровый каскад порогов Ловушка" (П43-46). П43 - порог Слива. Двойной слив 1,2 м. На заходе мешает струя, вырывающаяся из-за большой плиты справа. Осмотр справа. Кат.сл. II-III. Сразу за правым поворотом начинается типичная "ловушка для дураков": порог П44 Ремиз. Длина его около 400 м, кат.сл.-II. Проход по берегу для осмотра очень труден а начало порога несложное. После левого и правого поворотов, на очередном - левом, перекат переходит в шиверу с основной струей, идущей под левым берегом. Выход же из Ремиза перекрыт сплошной скальной плитой, проход в которой (со сливом 0,7 м) находится у самого правого берега.
Через 50 м начинается несложная шивера П45. В конце ее правый поворот, с которого впереди виден каньон порога П46 Банзай. Здесь надо перейти под правый берег - за островок, где и причалить для осмотра. Длина порога Банзай около 200 м. В нем два отлогих слива, за вторым - мощная косая "бочка" слева. Струя бьет под пропиленную водой скалу, выступающую в русло с правого берега. Здесь нужна эффективная страховка. Справа на каньоне есть небольшая стоянка. За порогом горелый лес кончается. Через 300 м вправо уходит узкая протока, образуя остров. Между островом и высоким левым берегом стремнина с невысокими стоячими валами. Проходить ее надо слева направо и сразу чалиться к правому берегу у стрелки острова для обноса П47 Сосновый (на пороге справа отличная большая стоянка). Для байдарок заводского изготовления Сосновый непроходим. Река здесь поворачивает влево под прямым углом и на протяжении 50 м падает на 5 м четырьмя водопадными сливами. Обнос около 80 м.
Ниже на реке одиночный водоскат П48 и перекат П49 с камнями в русле. Дальше идет 6 км плес с тремя слабыми перекатами и сильный гул возвещает о приближении к порогу П50 Московский. Для осмотра и возможного обноса приставать слева. Здесь же на высоком берегу есть стоянка. Порог начинается двухметровым падуном, за ним 700 м шивера с сильно петляющим судовым ходом. Из-за большой ширины реки надежно просмотреть проход на всем протяжении трудно. Кат.сл. -1У. Почти сразу за Московским расположена 200 м шивера П51 с правым поворотом и бурным, но чистым выходом. Можно идти без осмотра. Через 4 км правым поворотом начинается опасный порог П52 Предбанник. Длина около 500 м, кат.сл. 1У-У. Русло широкое. В первой части порога левый берег обрывается в воду невысокими скалами. На первой половине порога расположены 4 мощных слива до 1 м. Основной проход справа, но правый берег очень неудобен для осмотра и организации страховки. К тому же, после участков, чреватых переворотом, струя сносит к центру, что уменьшает эффективность береговой страховки. По левому берегу идет тропа обноса, в конце которой есть стоянка. За порогом 300 м ламбина, в конце которой чалиться влево для обноса водопада П53 Пула-порог. Через всю реку метровый падун, после чего она раздваивается и в левой протоке падает в каменный колодец с высоты около 3 м. Ниже идет шивера 400 м с двумя крутыми поворотами. Для осмотра шиверы надо перебираться через мелкую протоку на остров у левого берега. Опытные экипажи могут идти шиверу без осмотра. Обнес входного слива и водопада около 130 м. Над водопадом очень удобная и живописная стоянка, ниже по берегу - заросли смородины.
Через 3 км встретится П54 Гордеев порог. Это шивера, начинающаяся в сужении после левого поворота. Вход осложнен двумя обливняками. Длина 200 м, кат.сл.-II. Осмотр справа. Затем 8 км плес. Хвойные породы по берегам начинают вытесняться березами, встречаются небольшие травянистые поляны. Вскоре после моста бывшей узкоколейки слева впадает р.Олонга, а километром ниже П55 Большой Падун. Обнос справа около 300 м. Падение на пороге большое, но оно разбито на ряд ступенчатых сливов при значительной ширине реки и не столь эффектно, как на Сосновом или Пуло-пороге. Берег грязный и сырой. Слева под порогом есть стоянка. Через 2 км начинается каскад препятствий "Пять часов" (П56-62), Порог П56 Щелиный (туристское название Зигзаг) и представляет собой 100-метровый зигзаг в скальном желобе с двумя сливами 0,7-1 м с последующими прижимами. Осмотр и страховка слева, кат.сл.-III. Слева же можно устроить стоянку. П57.58 - несложные перекаты. П59,60 Пустынные Пороги - короткие прямые шиверы с мощными стоячими валами. П61 Федулинский порог - шивера длиной 400 м со сливом 0,5 м в середине и крутым левым поворотом в конце. Осмотр справа, выход просматривается плохо. Кат.сл.-III. П62 - 150 м шивера. Можно проходить без осмотра слева от островка у правого берега. Ниже справа можно организовать стоянку.
Дальше река в голых холмистых берегах течет 2 км до железнодорожного моста и еще 5 км до Шуерецкой. Уже в черте поселка расположен довольно ехидный порог П63 Морской. Это 200 м каменистая горка с узкой, мелкой вначале, но сильной струей, которая в середине делает "скачок" вправо, а в конце вылетает на мощный обливной камень. Кат.сл.-II. Осмотр справа, но из-за расстояния видно плохо. Дальше отдельные камни по всей реке. Через 400 м чалиться вправо в заводь, метров через 100 после здания с красным флагом, где расположен сельсовет и почта, До станции вверх по улице 300 м. По пути - промтоварный и продуктовый магазины. Если есть время, можно пройти еще 5 км до моря провести дневку на большом Шуйострове. С вечерним приливом (здесь он достигает 1,3 м) можно вернуться.